![]() |
||
![]() |
MEGATIS
![]() ![]() |
![]() |
Исторические экскурсы |
|
На трех холмах. (памятники античного времени в городе Пловдив в Болгарии) ![]()
Городская площадь Джумаята не выглядит молодой, наверное, уже лет с тысячу. С одной ее стороны ветерком столетий веет от старой мечети, необыкновенным образом напоминающей своим силуэтом огромного лежащего верблюда. С другой стороны площадь завершает ряд старинных зданий, поднимающихся до самых трех вершин окружающих площадь холмов по крутым извилистым улицам старого города. Ломаная линия фасадов отсылает нас к эпохе "Болгарского Возрождения". В одном из здешних домов жил когда-то поэт Ламартин во время своего путешествия по Востоку… Только один угол площади не покрыт тяжелыми плитами - там чернеет зев древнего города с обломанными зубами мраморных колонн. В вечерних сумерках или в дымке начинающегося дня сиреневые тени зыблются меж этих останков прошлого, и кажется, что древняя площадь пробуждается для отдельной, не принадлежащей современному городу жизни… Но вот тогда - какому городу принадлежит она? Фракийцы обнесли город, постепенно выросший из древнего поселения, крепостной стеной и нарекли его Пулпудеву. Филипп II Македонский, покоритель Фракии, в 342 до нашей эры превратил город в несокрушимую твердыню и нарек его по своему имени Филиппополем на холмах Орфея. Он оставил там военный гарнизон, но вскоре решил также ссылать туда на поселение преступников. Это дало повод переименовать город в Понерополь - "Город преступников". От города этих времен остались городские ворота - Хисар Капия - и остатки стен акрополя на Небет-Тепе В I веке нашей эры римляне превратили город в центр Фракийской провинции. Он назывался Юлия Тримонциум, Ульпия Тримонциум, Флавия Тримонциум - в зависимости от того, какая из римских династий находилась у власти. Город Трихолмие - "Тримонциум" - обладал правом чеканить собственную монету, был обнесен еще одной стеной, украшен мраморными храмами, театрами, галереями… О возникновении холмов повествует легенда. Бог Посейдон полюбил прекрасную фракийскую девушку Родопу, жившую на берегу реки Марицы. Вскоре красавица родила ему сына Эвмолпа. Но Посейдон не мог слишком долго увлекаться земной женщиной и ушел от нее. Старший брат девушки, гордый Хемус (так фракийкы называли Балканы) пытался остановить Посейдона, бросая вслед гигантские камни, но тщетно. Шло время, камни заросли травой и превратились в зеленые холмы. А сын Родопы стал фракийским царем и основал в память о своей матери город на холмах… Когда собрались строить новую почту и вскрыли площадь, жители Пловдива поднимались на холмы, чтобы оттуда смотреть на Воплощенную Древность - обломки мраморных капителей, поверженные стволы колонн… И разноязыкий античный город вставал перед ними. На востоке теснились инсула - многоэтажные жилые дома. Вокруг площади возвышались внушительные общественные здания из кирпича, облицованные мраморными плитами. Площадь украшали портики и аркады, за которыми теснились небольшие лавочки, торговые ряды. Рынок был и центром общественной жизни - когда-то здесь заседало общее фракийское собрание - Койнон тракон. Площадь превращалась в форум, где в тени статуй и храмов народ решал свою судьбу. Большую часть площади в наши дни закрывают узорчатые плиты, покоящиеся на бетонном основании. Но воображение упорно рисует в центре Пловдива античный форум во всем мраморном великолепии.
Театр античного времени был найден при прокладке нового проспекта - на горном склоне открылся свод. Началась расчистка, появились первые скамьи, проступила чаша амфитеатра. На него можно смотреть сверху, прямо с современного бульвара Георгия Димитрова. Открыли просцениум, нашли множество обломков статуй, интересных надписей. По одной из них, упоминавшей императора Траяна со всеми титулами, датировали театр II веком до нашей эры. На скамьях амфитеатра высечены названия городских районов, жители которых имели в театре постоянные места: "Асклепиада", "Эвмолпиада". По надписям на постаментах определили, что здесь стояли статуи видных римлян. На беду, они были из бронзы - и их похитили… В 251 году город осадили готские племена и сожгли его дотла, вырезав около ста тысяч жителей. За ними последовали гунны и сарматы. Затем площадь услышала поступь воинов Юстиниана, превратившего город в византийскую твердыню, но и она не устояла против натиска авар и болгар, и город вошел в состав первого болгарского царства. Потом был он то болгарским, то греческим, и назывался Плендив, пока его не захватили в 1365 году турки-османы и не переименовали в Филибе. Путешественники XVI-XVII века рассказывают нам в своих записках о гостеприимном богатом городе Пловдине с многочисленными мечетями, колоссальными городскими часами и знаменитым караван-сараем. Страницы борьбы с турками в XIX веке и с фашистами в ХХ веке также были вписаны в книгу истории города Пловдива. Но раскопки на площади вдруг заставили вернуться к одной из первых глав этой книги о городе с множеством имен. Сумерки вплывают в улочки Тримонциума, резко звучат шаги по каменной мостовой. Античный театр оказался хорош настолько, что в нем уже дают современные постановки. Трагедии Эсхила, Эврипида, комедии Аристофана - и, неожиданно, без всякой античной направленности - выступает приезжий петербургский балет… © Мегатис, 2001 |
|
![]() ![]() ![]() |
|
|