![]() |
||
![]() |
MEGATIS
![]() ![]() |
![]() |
Исторические экскурсы |
|
«АШИКИ, ПРИХОДИТЕ СРАЖАТЬСЯ В КОНЬЮ!» (музыкально-поэтические состязания в городе Конья в Турции) ![]() Каждое лето по всей Турции развешивают объявления: «Ашики, приходите со своими сазами сражаться в Конью!». Ашики, ашуги – это певцы-импровизаторы, которых и по сей день немало в Турции и Закавказье, творящие и исполняющие свои произведения в традиционном стиле. Ашиком может называться и любитель, обладатель музыкального слуха и голоса, недурно составляющий рифмы, но к состязанию в Конье допускаются только профессионалы.
Конийская равнина полна в августовские дни скрипом телег и окрашена золотом пшеницы: конийское плато – это основная житница страны. Шоссе из Анкары в Конью не особенно дает машине разбежаться – трасса изобилует крутыми поворотами. Недалеко от Коньи дорога пересекает стальные рельсы. Казалось бы, обычный переезд – а ведь это знаменитая трасса Берлин – Босфор – Багдад, та самая, которую кайзеровская Германия пробивала на восток, чтобы приблизиться к Персидскому заливу и британской Индии. Кайзеровской Германии уже нет, Британской империи нет, нет и Османской империи… Но остались эти холмы, словно покрытые рыжей верблюжьей шерстью, саманные хижины с пестрыми крышами. Осталась хлебная Анатолия, «Турция зерна и скота». «Ашики, приходите со своими сазами сражаться в Конью!» - все громче звучит на перекрестках ранней осенью. Стать ашиком не так просто – не легче, чем получить любое профессиональное образование. Нужно поступить учеником к мастеру, научиться играть на сазе – щипковом музыкальном инструменте, освоить старинные музыкальные и стихотворные ритмы. За несколько лет ученики накапливают поэмы и песни и, что более важно, учатся сочинять баллады на заданный сюжет. И, лишь выдержав перед заслуженными ашиками экзамен, получают нечто вроде диплома. Учитель дарит ученику саз и придумывает псевдоним, и только тогда новый певец уходит путешествовать по Турции. В древности во многих больших городах Персии и Турции были собственные ашики. И вот однажды приходил другой певец – умудренный годами странствий или молодой, с новым и никому не известным именем. Между ашиками назначали соревнование, которое устраивали в одной из больших городских кофеен. Ашики раскланивались, садились друг напротив друга и по очереди пели. Начинали с любовных песен: каждый пытался превзойти другого в сравнениях, образах, музыкальном искусстве. Затем дуэль становилась острее, поэты осыпали друг друга оскорблениями, и насмешками – пока слушатели не определяли победителя. «Ашики, приходите сражаться в Конью!» - ведь в общих чертах соревнование осталось таким и сегодня – правда, сцену для него предоставляет одна только Конья. Она встречает гостя кварталами скучными, как все окраины современных городов, и тот, кто нарисовал себе в воображении образ бывшей столицы сельджукской империи, успевает разочароваться… Но ненадолго, ибо каменная вязь мечетей, изломанные своды школ-медресе, аркады караван-сараев, изящные контуры минаретов вознаграждают и за пыль, и за степное однообразие. Мечети построены в форме базилики, крыша поддерживается рядами параллельных колонн, частью взятыми из христианских храмов. Простота структуры контрастирует здесь с изысканностью отделки, особенно богатой на воротах и порталах - арабские надписи, геометрические узоры, цветы, листья вырезанные на камне или штукатурке – все сливается единый узор. Конья – один из древнейших городов мира, существовавший еще за семь тысячелетий до нашей эры. Хетты, римляне, крестоносцы владели древним городом Иконией, пока она не стала Коньей – столицей турок-сельджуков. Затем она рухнула под ударами монголов. Небольшой археологический музей Коньи хранит бесценные сокровища, сравнимые с сокровищами Лувра или Эрмитажа… Здесь сохранились еще кварталы старых домов, у которых верхние этажи нависают над улицей, а балконы и эркеры покрыты деревянной резьбой. С недавних пор для состязаний ашиков выбирают кофейни, расположенные именно в этих кварталах, составляющих главную прелесть Коньи. «Обойди весь свет, но посети также Конью» - гласит сельджукская пословица. Ашики прибывают в Конью незадолго до назначенного дня соревнований, бродят по городу, говорят и поют, что им нравится, а что нет, критикуют в злободневных песенках полицию и местного губернатора… Тем у ашиков много, но всегда они возвращаются к сюжету любви, печальной и безнадежной. Собственно, и само слово "ашик" означает «влюбленный». Импровизация – высшая точка соревнования. Темы песен и баллад задают судьи, а ашики тут же по очереди сочиняют музыку и стихи. Публика рукоплещет и одобрительно восклицает, когда тот или иной находят удачное сравнение или изящный музыкальный поворот. В последний день «схватываются» два самых известных ашика – из тех, про которых говорят, что они «поют с иголкой меж губами». Самое удивительное, что это не преувеличение. Виртуозы действительно ставят себе между губ булавку, чтобы, сочиняя стихи, не произносить считающиеся неблагозвучными звуки «Б», «П», «М» - иголка тут же уколет губы, подавая сигнал о неблагополучии. Ашиков в Турции, как ни странно, немало. Профессию, конечно, самой престижной не назовешь. Гастроли, странствия, чужая крыша над головой, непростая жизнь «вольного художника» на гонорарах. Однако же несмотря на распространение современных западных ритмов и мелодий, в Турции большинство людей, включая молодежь – что совсем уж удивительно в наше время! - разбирается в народной музыке. Если радиослушаталей хотят привлечь к какой-либо передаче, в начале ее исполняют записи песен известного ашика. Так что, наверное, песенка этого вида искусства еще не спета… |
|
![]() ![]() ![]() |
Источник: © Мегатис, 2002 |
|