![]() |
||
![]() |
MEGATIS
![]() ![]() |
![]() |
Исторические экскурсы |
|
ВИКИНГИ СОЛНЕЧНОГО ВОСХОДА (мореплаватели Таити и Гавайских островов) ![]() На бескрайних просторах Тихого океана рассыпано бесчисленное множество островов, крупных, мелких и мельчайших. Архипелаги разделены десятками, сотнями, а чаще - тысячами километров морской глади. И заселены эти острова задолго до XVI века, когда у их берегов стали бросать якоря первые каравеллы испанских и португальских мореплавателей.
Заморские пришельцы не увидели у аборигенов ни ткацкого станка, ни гончарного круга, ни вьючного и тяглового скота, ни изделий из металла, ни лука и стрел... Островитяне были прекрасными земледельцами и талантливыми зодчими, но все же казалось невероятным, что столь “малоразвитые” люди каким-то образом достигли самостоятельно затерянных в океане островов. Действительно, полинезийцы - единственный в мире народ, построивший достаточно совершенные корабли при помощи орудий каменного века. Каждое их мореходное судно было подлинным произведением искусства, хотя и было изготовлено при помощи каменного тесла, и части корпуса были прикреплены друг к другу стяжками из растительного волокна. Первое каноэ, согласно преданиям, сделал бог Тане и его мастера. Предания хранят не только имена выдающихся вождей и кормчих, но и имена лодок, и даже рулевых весел и парусов. Предки нынешних жителей Гавайских островов отправились когда-то навстречу солнечному восходу от берегов Индонезии. Другая их группа вышла в море с побережья американского континента. Они не имели ни компаса, ни карт в современном понимании, но зато над ними светило солнце и искрились россыпи звезд, по которым они свободно ориентировались. Одно из путеводных созвездий по сей день носит имя “Коимаи-те-ваина – т’отаити” - “волосы таитянки”. Древний полинезийский метод навигации заключался в том, чтобы на каждом участке выбирать свой “этак” - ведущую звезду, которая находилась в строго определенной точке неба и давала возможность точно выдерживать курс судна. Мореходы умело использовали ветры и течения, которые влекли легкие парусники туда, куда направляли их искусные кормчие. Скорость определяли по прохождению пенных гребней волн, близость земли высчитывалась по полету птиц, плавающим обломкам деревьев, форме и цвету облаков. В качестве запасов в дальние плавания брали сушеные бананы, сладкий картофель и плоды хлебного дерева, “пой” - пюре из корней таро, сушеные ломтики мякоти марлина и тунца, кокосовые орехи и сахарный тростник. Легенда объясняет эти морские свершения просто - да, действительно, долго плавать было трудновато. Мореходам редко удавалось отдохнуть, и боги научили их ловить на крючок землю. Капу, древний герой, выловил кусок коралла – это оказались Гавайи. Затем другой герой - Мауи забросил свою удочку и выудил острова Нииаху и Оаху, и так они “ловили землю”, пока расстояние между островами стало приемлемым. Тысячи в три миль. Именно это расстояние разделяет Таити и Гавайи, именно три тысячи миль некогда преодолел уже не легендарный, а исторический вождь Моикехе, чтобы жениться на дочери Кауаи, вождя другого острова. В наши дни “ваа каулуа” - двойное каноэ - спускают на воду почти так же редко, как и в древности, раз лет в десять. Потому, что их не так уж много нужно (ведь занимаются этим нынче только историки-реконструкторы и спортсмены) и потому, что изготавливают их по древней технологии, такими же каменными топорами. Это происходит в священной бухте Куалоа на острове Оаху. Церемония постройки каноэ в наши дни – это, конечно же, не поклонение языческим божествам. Это дань традиции, приятная и почетная для участников и зрителей. Она повторяется во всех деталях. Если попасть на острова в год (годы!) постройки судна - промахнуться невозможно, на какой-нибудь этап церемонии попасть удастся непременно. Заказчик судна (в древности - вождь, а нынче, скажем - историко-спортивное общество) должен был засеять поле, чтобы было чем кормить мастеров, которые будут строить каноэ. Самые опытные мастера брали дары для духов леса (красные перья, ткани из коры, циновки) и отправлялись выбирать деревья - они должны были уговорить духов покинуть их. Вот с этого начинается современная церемония. Деревья тянут из леса волоком, и это занимает почти месяц. Новая церемония происходит в день “первого удара топора”. Спящие топоры в этот день, чтобы побыстрее проснулись, погружают в холодную воду. “Проснитесь, о топоры, поработать на Тане, Великого Бога мастеров!”. За этим следует пир для мастеров, и откормленная свинья приносится в жертву Тане. Каменному топору “лигоге” придается с помощью заклинаний сила и точность, и затем вырубается корпус. На это нужен год. Последнюю часть работы – доведение до нужной толщины бортов – мастер делает один. Проходит еще полгода - год. Затем возводится шалаш на палубе – хале, крытый листьями пагайе, вырезаются весла, тики – резные фигурки богов. Уходит на это обыкновенно девять - десять месяцев. По завершении работы следует наречение имени каноэ. Трубят раковины, воспевая Атеа - Дух пространства: “Впереди простор – для Атеа, По бокам – пути для Атеа, А сзади – дорога для ветра. О Тане, царящий над просторами, Заколдуй их, Тане!” И наконец звучит напутствие жреца мореходам: “Вы больше не принадлежите земле. Ваша земля – это море”. Каноэ отходит из берега и скрывается в океанской дали. Увидеть это можно так же, как и пять сотен лет назад. Нужно только попасть на Таити или Гавайи в последний год постройки “ваа каулуа”. |
|
![]() ![]() ![]() |
Источник: © Мегатис, 2002 |
|