![]() |
||
![]() |
MEGATIS
![]() ![]() |
![]() |
Исторические экскурсы |
|
"...Будто бы цветущие и плодоносящие поля" ("восточные" ковры) ![]()
Как правило, любой из этих ковров, не боясь ошибиться, называют также "персидским" - а это уж все равно, что назвать его просто "восточным". Но это никоим образом не умалит достоинств этих произведений искусства. "Персидский" ковер - это и дорожка длиною в пиршественную палату, и тяжелая занавесь входа в покои, и огромное "поле" для дворцового зала, и маленький коврик для преклонения колен при совершении намаза. "Персидские" ковры ценят во всем мире. Они сотканы из первосортной овечьей шерсти, окрашенной натуральными красками из растений и растертых в порошок минералов. Их всегда ткут вручную. Краски тоже делают сами - корни кермека, кожура граната, цветок софоры дают желтую краску, кожура грецкого ореха - коричневую, ягоды крушины - зеленую, листья ревеня и спорыша - синюю, корни марены - красную. Две пары вбитых в землю кольев определяют размеры ковра, между кольями закрепляют два бруса, на которые и натягивают нитяную основу. Рогулька с петлями для перестановки ниток, гребень для пробивания утка, нож для подрезания ворса - вот и все инструменты. В квадратном сантиметре мастерицы завязывают узлов двадцать-тридцать, в лучших коврах - пятьдесят. В ковре площадью пятнадцать квадратных метров - три с половиной миллиона узлов. Ковроткачество на Востоке всегда окружала тайна, которую семья берегла от посторонних, в том числе и от соседей. Свои приемы были у каждого племени, каждого района, каждой династии умельцев. Имя мастерицы и ее семьи достоверно было известно только торговцу, который скупал продукцию. Но знатоки четко различают почерк мастера. Знающие люди также с легкостью ориентируются в лабиринтах линий орнаментов "персидских" ковров. Орнамент "афганских" ковров - параллельные ряды геометрических фигур на красном, коричневом, желтом, сером. Самый любимый орнамент - слоновий след, восьмиугольник на темно-красном фоне. На "туркменских" коврах поле заполняют светлые и темные ромбы и восьмиугольники, в центре ромба сложная фигурка "голь". На "йомутских" коврах ромбы имеют зубчатые очертания, крючки по краям...
И еще одно. Как перебродивший виноградный сок - еще не вино, так и ковер, после того как соткан - еще не ковер. Ковер из мастерской - жесткий, в ворсе полно лишних щетинок, ниток, узелков. В Кашмире и Сринагаре, в Герате и Стамбуле драгоценные ковры бросают прямо на тротуар. Кладут перед лавкой, чтобы по ним прошлись тысячи ног, взбили и примяли ворс, выбили все лишнее. По коврам ступают люди, едут повозки. Их жгут солнечные лучи и мочит дождь. Ковер от этого становится лучше, мягче, податливее, его остается только вымыть от грязи в горячем источнике. Он не разорвется, не помнется и не потускнеют его краски. Если, конечно, это настоящий "персидский" ковер. © Мегатис, 2002 |
|
![]() ![]() ![]() |
|
|