![]() |
||
![]() |
MEGATIS
![]() ![]() |
![]() |
Исторические экскурсы |
|
Малиновый звон (колокольные звоны в городе Мелехен в Бельгии) ![]() Брюссель от Антверпена отделяет полсотни километров. Такое расстояние между двумя гигантами торговли и промышленности возможно в столь маленьком государстве, как Бельгия. Но даже при учете бельгийских масштабов кажется странным, что в этот пятидесятикилометровый отрезок "вписалась" еще одна знаменитость - город Мелехен. Правда, знаменит он в довольно специфичной области.
Ну разумеется, этот курьез - не единственный предмет гордости Мелехена. Город по праву занимает почетное место в истории земель, которые стали теперь Нидерландами и Бельгией. Непродолжительное время в Мелехене находилась страница Нидерландов. Это важный центр католицизма, здесь располагается резиденция архиепископа Бельгии, тут производят в равной степени знаменитые гобелены, пиво и мебель. Город повидал многое - испанских завоевателей, французских королей, торговцев со всего мира, эксцентричного русского царя… Но и это не главное, хотя и гораздо ближе… Название города "Мелехен" произносится по-французски "Малин". Именно в петровское время в Россию из Голландии стали привозить нежно звучащие колокола, многие из которых так и остались по сей день на звонницах храмов Москвы и Петербурга. Чистый и ясный звон колоколов из "Малина" в России назвали … малиновым! Искусство игры на колоколах расцвело в Западной Европе в XV-XVI веках. Считают, что оно берет свое начало от монотонного первоначально колокольного боя, которыми в городах извещали о времени. Разнились сигналы только частотой и голосом самого колокола. Часто крестьяне, работавшие в поле, или ремесленники, трудившиеся в шумных мастерских, не могли сосредотачиваться на отсчете времени, не слышали первого удара, и могли ошибиться, определяя, который час. Чтобы избежать этого, каждый час отбивали по-своему, определенной мелодией. Так появились первые перезвоны. Различный по мелодии колокольный звон стал впоследствии соответствовать разным церковным службам, сопровождать практически все события в жизни городов и стран, радостные и грустные, будничные и праздничные, мирные и связанные с войнами… В Малине-Мелехене проходят самые серьезные в мире конкурсы и фестивали игры на колоколах, самые представительные концерты колокольной музыки, самые солидные научные конференции, посвященные теоретическим проблемам этого ремесла. Есть здесь и музей колоколов. В нем собраны свидетельства развития производства колоколов, создания "карийонов" - колокольных оркестров. Здесь и карта распространения по всему миру искусства колокольной игры, и каменные колокольные литейные формы, которым минул не один век, и диковинные железные барабаны со вставленными в определенном порядке металлическими зубьями - механические "звонари", когда-то установленные на многих колокольнях. В Мелехене сейчас действуют четыре "больших карийона", в которые входят сто девяносто семь колоколов. Три из них размещены на звонницах городских соборов, четвертый - передвижной - установлен на деревянной площадке с колесами, его выкатывают на площадь во время праздников. В этот карийон входит Хемони, самый старый колокол Мелехена, отлитый еще в 1480 году. Настройка карийонов происходит по старинке - не по камертону, а по звуку скрипки. Королевская школа звонарей в Мелехене называется "Жеф Денейн" - по имени основателя и первого директора. Она расположена в доме, который также имеет собственное имя - Хет Шипке. Одновременно в школе обучаются тридцать-сорок студентов в возрасте от 15 до 60 лет. Примерно четверть из них обычно составляют девушки. Всего в школе прошли выучку около 500 мастеров колокольного звона. Кроме бельгийцев, здесь обучались звонари из Нидерландов, Англии, Франции, Германии, Соединенных Штатов. Условия приема в школу, учебы и получения диплома в мелехенской школе строги. Поступающий должен иметь музыкальное образование (предпочтительна специализация по классу фортепиано или органа), ему приходится пройти вступительные экзамены. Обучение звонари проходят индивидуальное, и длится оно несколько лет. Для получения диплома студент должен написать сочинение на музыкальную тему, сдать письменный экзамен по теории игры на колоколах, пройти практические испытания перед строгим и авторитетным жюри. Как правило, каноническим инструментом для выпускного экзамена служат колокола собора святого Румулдуса - той самой звонницы, за судьбу которой так обеспокоился в XVII веке бдительный, но нетрезвый мелехенец. В наше время судьба ее в надежных руках - в мускулистых руках хорошо подготовленных звонарей, профессионалов с нежными, как у хирургов, пальцами. Стоит тронуть круглые палочки деревянных клавишей, связанных паутиной стальных нитей с язычками колоколов, как чистые и мощные звуки, рожденные в сумрачных зевов десятков чугунных гигантов, поплывут, переливаясь в праздничном звоне металла, над городом. И скрывающая в себе "пульт управления" обшитая деревом комната, упрятанная меж гудящих колоколов, дубовых балок и каменных сводов старинной звонницы, похожая на каюту старого фрегата, тоже тронется в путь по морю музыки. © Мегатис, 2001 |
|
![]() ![]() ![]() |
|
|