![]() |
||
![]() |
MEGATIS
![]() ![]() |
![]() |
Исторические экскурсы |
|
"Другие касты в проведении свадьбы подражают раджпутам..." (свадьба в Пенджабе) ![]() Осенью в индийском штате Пенджаб сквозь шум ливней начинают пробиваться звуки свадебных оркестров. Сезон дождей кончается, перерастая в сезон свадеб - долгожданную пору мечтаний о будущем.
Подходящую пару для дочери в приличных раджпутских семьях по-прежнему подбирают родители, учитывая внешние данные, характер, уровень образования, материальное положение жениха. Обычно мать девушки "нажимает" на мужа, чтобы тот искал дочери мужа. Отец, в свою очередь, всегда стремится выдать дочь за человека из более обеспеченной семьи. Предложение о браке следует по обычаю от родителей невесты. Эмансипация здесь совсем ни при чем - у самой девушки-то согласия не спрашивают. Дело в том, что согласно традиционным представлениям, женщина не может жить без плотского греха, ей обязательно нужен муж. А если отец не выдает ее замуж, то рискует испортить и ее, и свою карму! Определившись со своим выбором, отец девушки посылает молодому человеку кокосовый орех - обычный или изузоренный драгоценной насечкой - как предложение соединиться с его дочерью. Отказаться от этого предложения - значит усомниться в чести предложивших невесту. В древности такие случаи приводили даже к войне между раджпутскими кланами. Рассказывают, что некий раджа, когда его сыну принесли кокос (а сына дома не было), этот кокос принял сам - с шутками-прибаутками про девицу-красавицу, ушедшую молодость и про то, что хорошо бы тряхнуть стариной. Вернувшись домой, сын о "невесте отца" и помышлять не мог, и старику пришлось жениться самому. Шутки с кокосами обходятся недешево. Отцы обоих молодых людей сверяют гороскопы и данные о "чистоте крови", уточняют финансовую сторону вопроса. После того, как они достигают соглашения, в доме жениха совершается обряд "тхака" - сговор. Отец девушки дарит жениху деньги и сладости. В древности же он должен был подарить будущему зятю слона или хотя бы его золотое изображение. Свадьбу назначают только через несколько недель, а то и месяцев. Молодым предстоит перенести за это время ряд самых диковинных процедур. Так, их обоих раз пять - девять подвергают умащиванию пастой, изготовленной из ячменя, масла и куркумы. При умащивании присутствуют, якобы не подглядывая, многочисленные родственники, которые поют подходящие к случаю песни. На самом деле, совершенно очевидно, что они просто получают возможность оценить физические данные претендентов. Брахман укрепляет на запястьях суженых амулеты, сделанные из красных и желтых нитей, серебряных и лаковых колечек, ракушек каури и зернышек горчицы. За день-два до свадьбы происходит "тика". Жених в праздничном наряде садится во дворе дома лицом на восток и вместе с брахманом совершает молитву. Брат невесты (если у нее нет братьев - дядя или отец) передает жениху металлическое блюдо, на котором лежат кусок сандалового дерева, священный шнур "дважды рожденных" - ягиопавит, сухая красная краска кесар - все то, что понадобится жениху во время свадебного обряда. Затем отец невесты вручает подарки, состав которых строго определен - две-три корзины со свежими фруктами, поднос сухих фруктов, поднос сладостей, снова кокосы, золотые кольцо и цепь. Вечером уже родственники жениха отправляются в дом невесты. Ей дарят сари, краску для раскрашивания ладоней - мехенди, сладости и деньги. Невеста ходит также в гости к своей счастливой в браке родственнице просить "сухаг" - символ счастья жены. Женщины прижимаются головой к голове так, чтобы часть краски с волос замужней попала на волосы невесты. Мать жениха провожает его на свадьбу, как на войну - буквально теми же ритуалами и обрядами. Она совершает обряд почитания его коня, сурьмит сыну глаза, сын прикладывается к ее открытой груди. Сестра жениха, провожая брата на свадьбу, дает его лошади овес. Гости - родственники, друзья, соседи - двигаются в составе процессии. Их встречают и развлекают у специально воздвигнутого свадебного шатра, одаривают деньгами, осыпают лепестками цветов - это называется "милани", встреча гостей. Присоединиться к празднеству может всякий - даже иноземец-турист с кинокамерой или человек низкой касты. Нужно только скромно стоять в сторонке с благожелательно-восторженным выражением лица. А жених в это время скачет к воротам дома невесты. Тут наступает знаменитый момент раджпутской свадьбы - жених срубает мечом "торан" - навершие ворот. Он должен ухитриться разбить навершие с одного удара вдребезги - это обеспечит ему истинное главенство в доме. Подруги и родственницы невесты всячески мешают ему в этом, запускают в него чем ни попадя (в том числе - пакетиками с краской) и поют неприличные песенки. Добившись успеха, жених, наконец, может увидеть свою невесту. Родственники складывают суженым руки ладонями вместе - так, чтобы помещенная между ладонями паста из хны окрасила ладони обоим. Молодые надевают друг на друга цветочные гирлянды, родственники осыпают их лепестками цветов. Эта церемония называется "джай мала". В обрядовой комнате жениху и невесте связывают вместе концы одежд. Перед опорным столбом свадебного шатра в это время уже разведен священный костер, и начинается "пхера" - само бракосочетание. В него входит "дарение дочери" - передача ее отцом мужу, обряд соединения рук молодых, обход священного огня и наступание на камень, жертвование зерен риса (брахман читает мантры и сыплет рисинки на ладони вступающих в брак, а те направляют зернышки в огонь), и, наконец, "семь шагов" - апофеоз церемонии. Каждый шаг - пожелание семейного счастья, благополучия, успеха, процветания, благословения богов, появления потомства и святости уз брака. Жених наносит на пробор невесты красную полосу - синдур - обязательный компонент макияжа замужней женщины. С этого момента они считаются мужем и женой. Молодые произносят слова клятвы, читают мантры, обращают взоры к Полярной звезде - защитнице брака. Это должно обеспечить семье такое же постоянство, с которым полярная звезда остается в неизменной точке небосвода. Еще некоторое время молодых сопровождают родственники, которые затевают шутки, загадывают загадки очень недвусмысленного содержания… и наконец оставляют новобрачных одних. На самом деле - это еще не конец свадьбы. Пройдет еще день игр и забав, день демонстрации приданого и подарков, день разрушения свадебного шатра (все, что осталось от проведения свадьбы - посуда, остатки еды, тряпки - должно быть выброшено в водоем), введение молодой жены в семью мужа и представление ее местным богам. Затем жену ненадолго вернут в дом родителей и увезут оттуда окончательно только через пару недель - все закончится именно обрядами "гауна" и "бида" - "отъезд" и "прощай!". Праздник закончен. Молодым пора знакомиться по-настоящему - ведь как говорят сами индусы: "это европейцы сначала любят, а потом вступают в брак, а индийцы сначала женятся, потом любят"… © Мегатис, 2001 |
|
![]() ![]() ![]() |
|
|