![]() |
||
![]() |
MEGATIS
![]() ![]() |
![]() |
Исторические экскурсы |
|
Я сейчас все тебе на пальцах объясню (язык жестов в арабских странах) ![]() ![]() Прикосновение естественно, оно завершает картину мира, оно пробуждает неживую плоть, с него начинается встреча. Прикоснуться к собеседнику - значит выразить ему свою доброжелательность. В Египте, Сирии, любой арабской стране человек, входящий в комнату, где беседующие удобно расположились на циновках или подушках, начнет с того, что пожмет руку каждому из них, не выделяя старших и не обходя младших, и только после этого включится в разговор. "Обычай рукопожатия считается здесь добрым предзнаменованием... каждый поворачивается к своим соседям, пожимая руки направо и налево..." - так писал в XII веке о добрых нравах жителей Дамаска путешественник Ибн Джубейр. Волей-неволей приходится следить за чистотой и изяществом рук. И это в арабском мире, где яства за традиционным столом выложены на общие блюда, и их подобает брать руками! Арабы делают это весьма изящно, пользуясь при этом только большим и указательным пальцами правой руки. Левая, "нечистая", вообще по возможности не должна касаться пищи. На столах стоят чаши с плавающими в них цветами на коротких стеблях. В них моют руки, если вдруг нужно поздороваться, поблагодарить кого-либо (ладонью при этом нужно коснуться лба и сердца), просто поговорить... Поговорить? Да, за едой прилично поддерживать беседу. А плавное течение речей на Востоке никак не возможно без яркой мимики и жестов. Это надо уметь - культурно вкушать пищу и в то же время быть готовым, что ты или твой собеседник вдруг вскинет руки в жесте изумления, восторга, разочарования! Не прибегать к жестам в разговоре не вполне прилично. Такая сдержанности может быть расценена как намек на враждебные чувства, неудовольствие приемом, нежелательность чьего-то присутствия. Наконец, это же все равно, что шептаться в присутствии других - что за разговор, если со стороны нельзя составить общего впечатления о его ходе!
Вот несколько жестов, для европейца шаржированных, пародийных, рисующих кукольного "восточного человека" - и тем не менее, вполне принятых в обществе:
Эти-то жесты еще более или менее близки и понятны. А вот встретились двое, старший и младший. Старший вытягивает руку навстречу младшему, ладонь обращена вниз, пальцы сгибаются и разгибаются, как бы загребая воздух ("Иди-ка сюда!"). Младший, подходя, касается ладонью лба, а затем сердца ("Твои слова у меня на голове! - дескать, слушаю, уважаю"). Но при этом становится и небрежно теребит жилетку на уровне груди большим и указательным пальцем ("Да знаю я, что ты скажешь! Глупости одни."). И ведь еще ни одного слова не растрачено, а ясно - это же начинается вечный конфликт "отцы-дети"!
Так и поговорили и, сердитые, пошли рядом. Может быть, старший запрещал младшему жениться, уехать в другой город, пойти учиться... А может, младший вчера просто поздно домой пришел.
А вот разговоры у автострады: Довольно, пожалуй. Остановимся еще только на одном жесте, который заменяет не слово, не фразу, а, пожалуй, целую процедуру. Итак, в лицо Вам направлена резко поднятая рука ладонью книзу с растопыренными пальцами. Что Вы подумали?
Чувствую в сердце предсмертную муку, Досталось Вам... Впрочем, это была не агрессия, а самозащита. Такая рука появляется перед взглядом любопытного, перед активно сбивающим цену покупателем, перед внезапно согласившимся спорщиком, перед фото- и видеообъективом - всегда, когда есть основания предполагать, что место имеют сглаз или порча. А "рука Фатимы", своевременно примененная, как раз и заменит сложный обряд их снятия, и накажет виновника, пусть даже невольного. © Мегатис, 2001 |
|
![]() ![]() ![]() |
|
|