![]() |
||
![]() |
MEGATIS
![]() ![]() |
![]() |
Исторические экскурсы |
|
Две Марии и цыганка Сара (церковь Сен-Мари-де-ла-Мер в Провансе) ![]() ![]() ...Это произошло году в сороковом от Рождества Христова, в пору жестоких гонений на последователей Его учения. Семерых христиан бросили в утлую лодчонку без руля и весел, не дали с собой пищи, и оттолкнули от берега. Семеро - а это были Максимин, Лазарь, Мария Магдалина, Марта, Мария Саломея, мать апостолов Иоанна и Иакова, Мария Иаковлева, сестра Девы и Сара Египтянка - вверили свою судьбу Господу. И вскоре милосердные волны вынесли лодочку на берег в живописнейшем месте Provincia Romana, римской провинции, будущего французского Прованса. Путешественники поневоле воздвигли маленькую часовню Девы Марии на месте своей высадки. Затем они разделились. Максимин ушел проповедовать в Тараскон, Лазарь и Марта - в О-де-Прованс, а Мария Магдалина - в Марсель, а вернее - в Таракс, Аква Секста и Марсаллу - так назывались тогда эти римские крепости. Две Марии и их служанка Сара (да, Сара была всего лишь служанкой, да и египтянкой ее называли лишь для того, чтобы не обижать попусту... Сара была gypta, гитана, цыганка!) остались на месте. Здесь они и прожили остаток своей жизни в тишине и благочестии. Обращали язычников в веру Христову, лечили больных, да зажигали на берегу костер в штормовые ночи. Похоронили трех женщин в построенной ими же часовне. На месте часовни в XI веке была построена церковь, в которую были перенесены останки трех святых. Церковь сложена из серого тесаного туфа и напоминает с виду феодальный замок. Мощная апсида похожа на донжон или угловую башню крепости, вместо окон - узкие бойницы, два боевых яруса с зубцами стен, навесные бойницы - машикули.... Над башней - колокольня в четыре проема, увенчанная тремя крестами и флюгером. Внутри храма нет росписей - их заменяют деревянные раскрашенные фигуры святых. Главные скульптуры - это две Марии в голубой лодке и чернокожая Сара. В XV веке в поселке, возникшем вокруг храма, да и во всем Камарге было немало чужаков: мосарабы - испанские христиане, принявшие язык, культуру и нравы арабских завоевателей и изгнанные за это из своей страны эдиктами католических королей, а также вечные изгнанники - цыгане. Занятия переселенцев были нехитры - рыбаки, пастухи, объездчики лошадей и ... что греха таить - актеры, фокусники, контрабандисты, воры и браконьеры.
Праздник устраивают дважды в году - 24 мая и 22 октября. Статую святой Сары облачают в новые наряды, пышные и яркие, подвешивают к ушам серьги, надевают мониста и браслеты с бубенчиками - Сара приобщена к лику святых, но по вкусам осталась истой цыганкой. Ее несут на помосте четыре носильщика - как правило, их выбирают среди тех, кто затратил больше всего сил и средств на организацию праздника. Процессия со всею торжественностью движется к берегу моря (береговая линия несколько отступила от храма за две тысячи лет). Статую окунают в море, и всякий раз волны благополучно выносят смуглолицую Сару на провансальский берег. Празднества длятся десять дней. Они включают в себя конское родео, скачки быков, турниры укротителей быков, собирающихся со всего Камарга, песни, танцы, фокусы, катание на расписных каруселях. На все это благосклонно взирают две Марии и Сара, заступница гонимого племени. Гонимого? Ведь все это в уже прошлом? Да, наверное... но в таком недавнем прошлом. По дороге от церкви стоит скромная белая стела. Это памятник уничтоженным фашистами цыганским детям-сиротам из приюта при церкви Saintes-Maries-de-la-Mer. © Мегатис, 2001 |
|
![]() ![]() ![]() |
|
|