MEGATIS Библиотека Исторические экскурсы |
реклама у нас |
Исторические экскурсы |
|
Напиток, сотворенный богами (церемония питья кавы на Самоа) В сентябре 1967 года правительство государства Самоа издало беспрецедентный по своей жестокости указ: оно запретило пить каву в государственных учреждениях! Это мотивировалось таким нелепейшим предлогом, как необходимость более продуктивно использовать рабочее время! Запрет взволновал служащих… что там, он взволновал всю нацию! Его обсуждали, критиковали, некоторые даже угрожали забастовками и иными акциями гражданского неповиновения. Один из известных чиновников высказался в интервью: "Ничто так не благоприятствует бесперебойной работе административной машины, как беседа высших чиновников за чашкой кавы"…
Постойте, что это, о чем это? Это сатира Свифта, антиутопия Оруэлла, ироническая миниатюра Ежи Леца? Нет, это реальная история, приключившаяся в конце ХХ века…
На Самоа говорят, что церемония питья кавы – это квинтэссенция самоанской культуры. Она по-прежнему доступна не для всех. Впрочем, церемония церемонии рознь. Одно дело – совет вождей-матаи в небольшой деревне, другое – прием важных гостей, третье – присвоение титула. Самая же изысканная церемония – королевская кава: ведь сама коронация на Самоа состоит из двух частей. Первая – по европейскому образцу, с парадом, оркестром и миропомазанием, вторая – по полинезийскому, с питьем кавы и приношением традиционных даров: свиней, циновок и сосудов для кавы. Церемонии эти разнятся продолжительностью и некоторыми обрядами, но существо ритуала везде одинаковое. Например, ни в одной из официальных церемоний питья кавы не должны принимать участия женщины, кроме тех, кто имеет титул вождя или оратора (зрителей и гостей это, правда, не касается). Титулованных таким образом женщин на Самоа не много, и обычно единственной женщиной на такой церемонии является таупоу – "церемониальная дева", "та, кто готовит напиток", обычно – дочь вождя самого высокого ранга. Она входит со своей свитой последней, поверх ее праздничного (иногда - довольно современного!) платья на таупоу надето ожерелье из красных гибискусов и юбка из пальмовых листьев, на голове туинга – очень эффектный головной убор. Туинга выглядит как львиная грива с прицепленной к ней короной. Сделана она из человеческих волос, намазанных коралловой известью, чтобы они стали более светлыми и жесткими, а также из целого леса палочек, ракушек, перьев и зеркал. Носить туингу имеют право только титулованные особы. Участники церемонии уже сидят в фале-фоно, общинном доме, или на специальной площадке, скрестив ноги, на полу или на земле, покрытой пандановыми циновками. Таупоу занимает свое место посреди шеренги участников. Прямо у ее скрещенных ног стоит самый важный предмет реквизита церемониала – миска для приготовления кавы. Круглая, широкая, неглубокая, на коротеньких ножках. Справа от таупоу сидит наливальщик воды, слева – разносчик чаши, сзади – вытрясатель фильтра. Еще звучат речи, а таупоу уже готовит напиток. В ее обязанности входит только последняя, ритуальная часть обряда. Выкапывают корни, режут и сушат их на солнце персоны, стоящие на более низких ступенях социальной лестницы. Раньше в обязанности таупоу входило еще и разжевывание корней. Но времена изменились. Сведения о гигиене достигли самых далеких островов Тихого океана, и зубы «церемониальной девы» заменили парой камней… …Кучку кашицы на дне миски таупоу накрывает фильтром из волокон коры дерева фау. Наливальщик воды зачерпывает скорлупой кокосового ореха немного воды. Таупоу погружает в жидкость фильтр и массу кашицы кавы, и отжимает ее. Вода становится мутновато-рыжей, на поверхность всплывают мелкие кусочки корня. Фильтр передается вытрясателю, который несколько раз освобождает его от остатков кашицы, пока жидкость не очищается от осадка. Кава готова! – в знак этого "церемониальная дева" поднимает вверх наполненный жидкостью фильтр. |
|
Оставить отзыв Поделитесь своими впечатлениями |
Автор:
Cалмин и компания
|
|