MEGATIS Библиотека Исторические экскурсы |
реклама у нас |
Исторические экскурсы |
||
На вес золота (из истории золотодобычи в Гане (Золотой Берег)) В лавочках Аккры среди многочисленных сувениров из дерева, кожи, слоновой кости иногда можно видеть миниатюрные бронзовые или латунные фигурки людей, животных, птиц. Продавцы называют их "голдуэйтс" и в лучшем случае сообщают, что подобные вещички использовались в старину как разновески для золотого песка… Слово производит неприятное впечатление современного "американизма", поскольку происходит от английских gold – золото и weight – гирька. Однако эти маленькие зверьки и человечки - старожилы страны, носившей некогда имя "Золотой берег"…
…Много лет назад по воле богов раскололась гора Босумтви, и из ее недр вышли первые ашанти. Они стали жить на земле, где боги рассеяли много золота. Это золото принадлежало ашанти, и, прежде всего – их королю Осею Туту. Король, сидевший под деревом кумнини, был глубоко потрясен, когда внезапно с неба ему на колени опустился золотой трон, а его врачеватель и предсказатель будущего Аконье объявил вождям всех племен, что Осей Туту избран богами быть королем королей, и что в золотом троне заключена "сунсум" - душа народа ашанти. В мистической форме эти легенды отражают некоторые реальные исторические события. Действительно, во времена короля Осея Туту (1697-1731 годы) под его властью укрепилась федерация племен ашанти, и основой их богатства стали золотые месторождения и россыпи. Но блеск ашантийского золота уже манил к себе всех любителей легкой наживы, и в прибрежных водах Золотого Берега появились португальские, французские, английские, датские, прусские корабли. В XVI веке золото, вывозимое оттуда, составляло уже около 35% мировой добычи. Вот что сообщают об этом, например, португальские хроники: "Фернао Гомес был так настойчив и удачлив, что вскоре его люди открыли источник золота в месте, которое сейчас зовем Эльмина… торговля очень возросла, и ежегодно в Португалию вывозится до ста семидесяти тысяч дублонов хорошего золота". Искусство обработки золота в Африке было хорошо развито еще до появления европейцев и неизменно вызывало их удивление. Французский купец, посетивший Золотой Берег в XVII веке, пишет: "Золотых дел мастера в состоянии делать большое количество мелких предметов и украшений из золота, декоративные пуговицы, гладкие, или филигранной работы, гладкие кольца или браслеты в виде цепочек, украшения для оружия, много других оригинальных предметов… я очень часто любовался тем, как мастерски изготовлены предметы из литого золота или отделаны филигранью – они очень точно передавали форму морских ракушек, а также всяких моллюсков…" Золото в земле было основным эквивалентом рыночной стоимости любого товара. Осталось любопытное свидетельство еще одного путешественника, на этот раз - английского: "Мои покупатели перешли к оплате и буквально начали засыпать золотым песком. От Ассини до Вольты и по всей земле Ашанти золотой песок ходит как деньги, за него можно купить даже связку бананов, и это я видел сам: несколько крупиц золота кладут на лезвие ножа и затем ссыпают в матерчатый мешочек. Взвешивают золото при помощи маленьких красных ягод, а иногда с помощью местных разновесков, которые имеют форму насекомых и птиц" Но почему же эти разновески, голдуэйтсы, не были, выражаясь современным языком, стандартизированы? К чему такое разнообразие форм? В том-то и дело, что для ашанти каждый голдуэйтс был не менее точен, чем для нас гирька с цифровым клеймом. Европейская система расчетов была основана на непонятных для африканцев ценностях: за свои товары европейцы стремились брать чистое золото, а за местные товары предлагали монеты из низкопробного металла. Ценность медных монет для местных жителей была непонятна вообще. Вполне естественно, что африканцы попросту отказывались принимать европейские деньги. В тех же редких случаях, когда эти монеты попадали в руки ашанти, они быстро превращались в различные украшения. Вот, например, лодка. "Чтобы плыть в лодке, грести нужно с двух сторон", иными словами – "в единстве - сила". Должно быть, этот разновесок определяет сумму взноса на совместное мероприятие? Человек держит в руках калебас – "Дождь прошел, а он пошел собирать воду". Наверное, этим разновеском определяется пени за просроченный долг? Человек с трубкой во рту и бочонком на голове – "Если уж несешь порох, не кури". |
||
Оставить отзыв Поделитесь своими впечатлениями |
Автор:
Салмин и компания
|
|