MEGATIS Библиотека Исторические экскурсы |
реклама у нас |
Исторические экскурсы |
||||
"Это как раз то место!" - провозгласил король. (Мандалай – древняя столица Бирмы)
Бирманские короли часто меняли столицы. Считалось, что у каждого города есть своя мера счастья. И, рано или поздно, наступает время, когда судьба перестает благоволить к любому месту.
Тогда город лучше покинуть, выстроив новый – счастливый. К тому же, каждый новый правитель был твердо уверен, что старый город хранит в памяти мысли и поступки старых правителей, а они отнюдь не всегда благовидны и достойны памяти потомства… Была и еще одна причина – посмотрим в глаза исторической правде – города Индокитая быстро перенаселялись. Скученность застройки, теснота приводили к пожарам. Не хватало воды, отсутствовала канализация, город начинал задыхаться в отбросах, вспыхивали эпидемии. И люди переселялись на новое место. Бирманский король оставлял старую столицу и основывал новую, преемник его в свою очередь поступал так же... История оставила нам имена многочисленных бирманских столиц: Паган, Ава, Сикайн, Швебо, Пром, Таунгу, Пегу. Счастливое место было трижды указано королю Миндону во сне. Зеленый Мандалайский холм возвышался посреди пыльной равнины. Он звался горой и издревле считался священным. По преданию гору когда-то посетил сам Будда со своим учеником Анандой и предрек счастливую судьбу великого города, центра буддийского вероучения. Произойти это должно было через две тысячи и четыреста лет после начала буддийской проповеди. У подножия горы был выбран участок земли, квадрат примерно два на два километра. Его обнесли широким рвом и стеной из красного кирпича с двенадцатью воротами и мостами через ров. Возвели сорок восемь сторожевых башен, установили орудия. Ежечасно слышалась перекличка сторожевых, ходивших по крепостной стене. Правда, такие стены были уже анахронизмом для XIX века, и короткоствольные бирманские пушки не могли противостоять английской артиллерии. Но за стеной в невиданно короткий срок - через год с небольшим - вырос прекрасный город. Он был весь из дерева – дворец, храмы, монастыри с резными крышами сказочной красоты. Весной 1858 года король Миндон со всем двором торжественно переселился в Мандалай. В считанные дни жители прежней столицы – Амарапуры - разобрали свои дома, погрузили скарб на запряженные буйволами повозки и вслед за королем прибыли в новую столицу, хотя строительство городских стен не было еще завершено.
Пять месяцев длилось совещание. Пять месяцев сличались и выправлялись древние священные тексты. Пять последующих лет резчики выбивали знаки на камне. Так возникла в Мандалае пагода Кутодо – книга из семисот двадцати страниц, белых мраморных плит с выдолбленными на них преданиями, мантрами и именами преданных буддизму королей Бирмы. Мраморные страницы и по сей день длинными рядами окружают центральную ступу пагоды. Однако времена короля Миндона не были временами благочестия, буддизм не главенствовал в его стране. Монахи-книжники библиотеки-пагоды Кутодо до сих пор считают, что королевский трон Бирмы погубило не что иное, как меры безопасности, принятые при закладке стен крепости Мандалая. Люди, умершие насильственной смертью, становятся натами-тхейн - могущественными духами, такое суеверие бытовало во времена короля Миндона. Духи умерщвленных людей возвращались на место своей гибели и ревностно оберегали его, ибо это было гарантией и их покоя. Поэтому и возник кровавый ритуал при закладке городов и дворцов заживо погребать людей под массивными столбами ворот и в углах оград. Этот обычай, сохранявшийся вплоть до середины XIX века, находился в вопиющем противоречии с догмами буддизма, считающего чудовищным грехом лишение жизни любого живого существа. Но решающее слово при дворе бирманского короля принадлежало в те времена звездочетам и прорицателям, брахманам из Индии. В 1880 году, в правление короля Тибо, преемника Миндона, взявшего курс на разрыв с Британской империей, при такой проверке обнаружилось, что масло в сосудах либо высохло, либо через трещины вытекло и впиталось в землю. В ноябре 1885 года части британской колониальной армии поднялись вверх по реке Иравади и без единого выстрела заняли город. Короля вместе с семьей навеки изгнали из страны. Столицей Бирмы стал построенный англичанами Рангун. А за стенами красного кирпича, в мандалайском дворце и монастырях, превратив их в клубы, канцелярии, казармы, поселились английские солдаты. Но недолго продлилась земная слава города… А впрочем, не есть ли это задуманное за две тысячи четыреста лет до закладки его первого камня подтверждение буддийского догмата о бренности земного бытия? |
||||
Оставить отзыв Поделитесь своими впечатлениями |
Автор:
Салмин и компания
|
|