MEGATIS Библиотека Исторические экскурсы |
реклама у нас |
Исторические экскурсы |
|
Вновь собранное чудо (храмовый комплекс Боробудур на Яве) Во II веке до нашей эры были определены семь чудес света. Какие же из них дошли до наших дней? Ответ неутешительный. Успешно противостоят разрушительной силе времени только пирамиды. Руины свидетельствуют о некогда существовавших храме Артемиды в Эфесе и о Галикарнасском мавзолее. Только в памяти своей человечество хранит и висячие сады Семирамиды, и статую Зевса в Олимпии, и Родосский Колосс, и беломраморный маяк на острове Фарос…
Прошедшие века и наше время выдвинули немало претендентов на звание «чудес света». Один из «успешных претендентов» - храм Боробудур. Буквально название памятника переводится как «монастырский холм». Действительно, храм представляет собой холм, покрытый от вершины до основания каменным панцирем. Внутренних помещений в нем нет, все восемь ярусов открыты солнцу. Письменные источники не сохранили сведений, почему это изумительное творение древнего зодчества было покинуто и забыто, какие катаклизмы много веков назад вызвали миграцию населения из этого района, почему, несмотря на соседство крупных и сильных государств на Яве, ни одно из них не только не позаботилось о великом творении, но даже не упомянуло о нем в летописях. Высота храма была сравнительно невелика – всего тридцать пять метров над окружающей долиной - и джунгли, безжалостные и равнодушные, поглотили на много веков и храм, и холм… Европейцы открыли для себя Боробудур в 1814 году. Когда Томас Стамфорд Раффлз, генерал-губернатор Явы, узнал об удивительных развалинах в чаще леса, он приказал прорубить сквозь джунгли просеку, а затем начать целенаправленные работы по расчистке памятника, поразившего цивилизованный мир. Боробудур был сооружен между 780 и 850 годами нашей эры, при династии Шайлендр – могущественных «властителей Горы», поборников буддизма. На протяжении веков он подвергался воздействию сил природы, а в последние столетия – безжалостному разграблению. Из пятисот статуй Боробудура полторы сотни лишились голов, «перебравшихся» в музеи и частные коллекции Голландии, Англии, Германии и азиатских стран. В 1896 году голландское правительство Явы подарило сиамскому королю Чулалонгкорну скульптуры пяти воловьих упряжек со стен храма. У многих статуй бесследно исчезли руки, ноги, пальцы, носы – их отбили и увезли с собой в качестве сувениров бесцеремонные и безнаказанные гости. Только некоторые из наследников тогдашних грабителей благородно вернули теперь «трофеи» на Яву. Впервые реставрационные работы были проведены в Боробудуре в 1907-1911 году, но научное восстановление храма началось только в семидесятые годы ХХ века. Восстановление храма производилось по исключительно сложному, но технически совершенному плану. Храм был полностью разобран. С холма сняли восемьсот тысяч каменных глыб! Но прежде реставраторы пронумеровали эти камни; затем характеристики всех блоков и обломков – размеры, вес, степень разрушения, реальное или предполагаемое местоположение в структуре храма – были заложены в компьютер. Программа прекрасно разобралась в тонкостях реконструкции и точно установила порядок сборки. Камни спрятали под навесы, очистили, отремонтировали, обработали химическими составами. После ремонта и замены дренажных каналов, труб, фильтров, укладки земли и бетона (холм перестал уже быть надежным основанием для массива храма) все камни вернули на места. Храм – это модель пути, который должен пройти буддист, чтобы достичь просветления. Традиционно в буддийский храм входят с востока и стоят, сосредоточиваясь на предстоящем, у начала крутых ступеней. Снизу вершины храма не видно. Это сделано для того, чтобы идущий проникся пониманием: нельзя видеть конца духовного пути в его начале. Указатель правильности пути – вера. Резные скульптуры-барельефы – нет им числа; ступы с изображениями богов внутри, изображения Будды, застывшего в глубоком раздумье, устремившего взгляд в долину, где вот уже двенадцать веков копошатся люди, стремясь переделать лик земли. Двенадцать веков смотрят почти одушевленные каменные изваяния на дела рук человеческих… Нижняя галерея с ее ста шестьюдесятью барельефами символизирует «мир желаний» - тот период духовного развития, на котором человек еще остается пленником земных и плотских стремлений. Обходя по часовой стрелке основание и поднимаясь по пяти галереям, вошедший видит более тысячи резных картин, которые представляют «мир формы», то есть период познания жизни Будды, его учения. Человек на этой стадии преодолевает желания, хотя и не отрешается еще от земных забот. Длинные галереи с высокими стенами скрывают пышный пейзаж долины. Идущему видно только небо над головой. Ничто постороннее, мирское, земное не отвлекает его от углубленного постижения истины. Подъем через сводчатые ворота на шестой ярус символизирует освобождение от всех земных уз. Это «мир без форм» - переходная стадия к нирване. Важность этого этапа подчеркивается резким изменением архитектоники: закрытые с боков квадратные галереи и стены с орнаментом уступают место концентрическим террасам с гладкой поверхностью. Здесь установлены семьдесят две ажурные ступы, внутри которых – статуи будд в позе медитации. И, наконец, последняя ступень – огромная, в форме колокола, ничем не украшенная ступа. Ее венчает толстый невысокий шпиль, указывающий в небо. Там – ничего. Там – всё... |
|
Оставить отзыв Поделитесь своими впечатлениями |
Источник: МегаТИС |
|