Rambler's Top100
Сервер туристических МегаИдей  
MEGATIS Библиотека Исторические экскурсы
МегаИдеи Путешествий
Туры и билеты
Новости
Что привезти? Сувениры со всего света
Атлас Мира
Библиотека
По следам «Кода Да Винчи»
Автомото
Горные лыжи
Дайвинг
Для взрослых
Исторические экскурсы
Кухня народов мира
На выходные
Пляжи
Полезный опыт
Проблемы и решения
Серфинг
Экстрим
Справочная информация (расписание поездов, адреса посольств)





 реклама у нас

  Яндекс цитирования     Rambler's Top100
Еще есть: Полезный опыт, Проблемы и решения, Автомото, Экскурсии, Пляжный отдых, Серфинг, Экстрим, Для взрослых, На выходные, Занимательные происшествия, Дайвинг, Горные лыжи, Кухня народов мира, По следам "Кода Да Винчи"

Исторические экскурсы

«Все великое и малое здесь начертано»
(росписи пещер Аджанта в Индии)


Сюань Цзан, китайский паломник-буддист, посетивший Индию в седьмом веке нашей эры, оставил подробное описание своего путешествия, где с восхищением и трепетом поведал миру о чудесах этой страны, созданных природой и человеческими руками. Время и ход истории – войны и землетрясения, усобицы и обвалы скал, разграбления, ветер, вода, солнце - уничтожили многое из того, что он описывает… Но кое-что просто позабылось, затерялось, подернутое дымкой веков, сохранившись меж тем для потомков…

«На востоке этой страны есть горный хребет с кряжами одним над другим, с ярусами пиков и с чистыми вершинами. Здесь есть монастырь, нижние помещения которого находятся в темном ущелье. Его величественные залы и глубокие пещеры высечены в отвесе скалы и помещаются также на вершине… Этот монастырь имел большой храм, в котором имелось каменное изображение Будды. На стенах нарисованы события из жизни Будды от просветления до его конечного ухода; все великое и малое здесь начертано. За воротами монастыря на обеих сторонах по каменному слону...».

Такого монастыря в Индии XIX века не помнили. Он «вернулся» к людям случайно - в 1829 году английский офицер, охотившийся в окрестностях Вагхоры, встретил мальчика-пастушка с козьим стадом – и тот позвал с собой «сахиба», чтобы показать ему «кое-что интересное»...

Место, выбранное буддийскими монахами для монастырского поселения, находилось на крутом каменистом берегу речки Вагхоры – «Тигровой реки», которая течет от водопада Сат-Кунд – «Семь каскадов». Пещерные храмы и монастыри высекались не одновременно и не по одному плану в течение восьми с половиной столетий, с начала нашей эры, и кто из властителей приказывал умножать их число – хроники не всегда фиксировали. Пещеры вытянулись по ущелью на пятьсот метров, полукругом охватывая поворот реки. К каждой пещере от реки вели высеченные в скале ступени, но после многочисленных обвалов сохранились только две лестницы, и теперь все пещеры соединены общей дорогой, проложенной по уступу скалы вдоль берега.

С постепенным угасанием буддизма монастырское поселение в Аджанте пришло в упадок. Более тысячи лет пещеры находились в забвении, да и после внезапного открытия не сразу сделались достоянием науки, а также предметом заботы и охраны государства. Меж тем из-за обвалов берега реки дождевая вода проникала в пещеры, и поэтому в них примерно на полтора метра грунт с живописным слоем отвалился полностью, выше роспись была повреждена летучими мышами, голубями и пчелами... Только с 1920 года Департамент археологии Индии стал принимать меры для сохранения живописи Аджанты, а доступными для посещений пещеры сделались еще только полвека спустя. А ведь это - памятник, где сохранились росписи, уступающие по количеству только помпейским фрескам, где из двадцати девяти сохранившихся пещер шестнадцать расписаны полностью – стены, потолки, колонны, дверные проемы!…

Технически это выполнялось так: сперва на пористую каменную стену наносился слой из глины, коровьего навоза, измельченного трапового камня и рисовой шелухи. На этот шероховатый слой щеткой накладывалась белая штукатурка, затем она полировалась железной лопаточкой. Яичные краски растирали с патокой и клеем, рисовали коричневые или черные контуры, которые потом заполняли красками и снова полировали. Почти все использованные красители - местного происхождения. Для работы в полутемных пещерах, должно быть, использовался отраженный солнечный свет - рефлекторами служили листы металла или даже просто натянутая белая ткань.

Авторами «живописных полотен», развернувшихся на стенах и сводах, скорее всего, были художники из буддийских монахов. Выполнение такого количества росписей требовало бы слишком длительного присутствия посторонних, «мирских», мастеров, а это нарушало монастырский распорядок. Да и кто кроме монаха-буддиста мог столь подробно знать все предания буддизма и понимать его высшие идеалы, на основе которых созданы образы росписей?…

Человек, божество и природа нераздельны в представлениях древнего индийца. Миф и легенда, люди и животные, земное и небесное – все участвует в общем потоке жизни, все ликует от ее полноты, проникнуто ее дыханием, каждый лист трепещет радостью бытия, и человек – даже если он не Бодхисаттва - играет в нем главную роль. Линии горизонта в росписях нет – а значит, нет точной границы меж небом и землей. Среди пышной растительности, в окружении животных – но в то же время, и в окружении божеств и апсар - небесных певиц и танцовщиц - протекает жизнь людей. Огромные миндалевидные глаза персонажей широко раскрыты, будто видят что-то чудесное – и посетитель пещер с трепетом вдруг понимает, что он и сам – часть этого чудесного видимого героями росписей...

Зрителя захватывает сказочная картина единства всех сфер жизни, единства исторических и легендарных событий, когда на полях и в небесах разворачиваются мифологические и реальные сражения, на улицах городов проходят торжественные процессии, а во внутренних помещениях жилищ жизнь идет своим чередом. Впечатление реальной жизни здесь глубже и полнее, чем привлекательность, созданная декоративностью росписей.

А сами сюжеты – сущая энциклопедия, они хранят огромное богатство материала природоведческого, этнографического, бытового, социально-исторического характера. Представление о разнообразии деталей и точности их изображения дает тот факт, что у нарисованных женщин искусствоведы насчитали 239 разных причесок! А сколько представителей разных стран и народов – помимо индусов разных племен - персы, бактрийцы, скифы, монголоиды, а в социальном отношении – все слои общества от верховного раджи до нищего, и все так жизненны в своей эмоциональности и поэтичности!

И ко всему этому «празднеству жизни» ведут высеченные в скале врата, на которых изображены сцены жизненного пути Будды – детство, юность и утехи царевича, просветление, странствия, победа над искусителем Марой, превращение в Будду – и власть Будды, коею он вершит чудеса. И Будда в этих росписях не противопоставлен земной жизни, а помещен в ее центр, лишь несколько вознесен над нею, утверждая это торжествующее бытие земли и неба, ибо цель жизни есть просветление, а путь к просветлению есть жизнь…


 Оставить отзыв

 Поделитесь своими впечатлениями





ВСЕ ТУРЫ

ВСЕ РАЗМЕЩЕНИЯ

ВСЕ БИЛЕТЫ

MEGATIS Библиотека Исторические экскурсы

 Туристический портал МегаТИС
 Права защищены © 2004-2005


МегаИдеи Путешествий | Туры и билеты | Новости | Что привезти? Сувениры со всего света | Атлас Мира | Библиотека | По следам «Кода Да Винчи» | Автомото | Горные лыжи | Дайвинг | Для взрослых | Исторические экскурсы | Кухня народов мира | На выходные | Пляжи | Полезный опыт | Проблемы и решения | Серфинг | Экстрим | Справочная информация (расписание поездов, адреса посольств)