Rambler's Top100
Сервер туристических МегаИдей  
MEGATIS Библиотека Исторические экскурсы
МегаИдеи Путешествий
Туры и билеты
Новости
Что привезти? Сувениры со всего света
Атлас Мира
Библиотека
По следам «Кода Да Винчи»
Автомото
Горные лыжи
Дайвинг
Для взрослых
Исторические экскурсы
Кухня народов мира
На выходные
Пляжи
Полезный опыт
Проблемы и решения
Серфинг
Экстрим
Справочная информация (расписание поездов, адреса посольств)





 реклама у нас

  Яндекс цитирования     Rambler's Top100
Еще есть: Полезный опыт, Проблемы и решения, Автомото, Экскурсии, Пляжный отдых, Серфинг, Экстрим, Для взрослых, На выходные, Занимательные происшествия, Дайвинг, Горные лыжи, Кухня народов мира, По следам "Кода Да Винчи"

Исторические экскурсы

Представление в сумерках
(японский театр «Но»)


В современной Японии бок о бок живут несколько театров: «Хаюдза» - обычный театр европейского типа, «Кабуки» - драматический театр средневековья, и самый древний из всех – классический театр «Но».

Он возник в XIII веке из древних храмовых представлений, где разыгрывались пьесы на мифологические сюжеты. Каноны его сложились в XIV веке, и с тех пор он мало изменился.

На сцене театра «Но» действуют в основном два актера – «ситэ», главный герой, и «ваки», его партнер. Речь ситэ сложна и изысканна, он изъясняется метафорами, ссылается на труды великих мыслителей древности, иносказательно намекает на сюжеты литературных произведений и реальные исторические события. Ваки он использует для того, чтобы обращаться к нему, реже – чтобы получить от того совет. В основном же ваки разъясняет зрителю суть происходящего, комментирует поступки и действия ситэ, и многое из того, что тот делает и говорит, становится гораздо понятнее зрителю, вникающему в полное намеков и условностей действо. Иногда появляется и третий актер, амплуа которого на европейский лад можно определить как «комик», но чаще эта роль также выпадает на долю ваки.

Рядом с актерами снуют по цене люди в темной скромней одежде. Это служители-курумба. Они поправляют туалеты актеров, приносят понадобившиеся по ходу пьесы вещи, подкладывают подушечку, если актер должен стать на колени. Курумба положено считаться невидимками - и привыкший к ним японский зритель действительно их не замечает. За спиной актеров расположен оркестр из четырех человек с традиционными японскими струнными и ударными инструментами. Оркестр предупреждает о выходе актера, вторит монологам ситэ, аккомпанирует его танцам. Иногда музыканты выполняют роль «хора», похожего на хор классической древнегреческой трагедии - рассказывают о событиях, происходящих «за кадром» в то время, как главный герой исполняет свой замысловатый танец.

Сцена для представлений «Но» - квадратная, закрытая занавесями с трех сторон. В глубине висит задник с одной и той же неизменной картиной: раскидистая сосна на золотом фоне. От зрителей сцена отделена полуметровой полосой песка – так называемой «медовой полоской». Пол сцены устроен весьма хитроумно: под ним размещены резонаторы, так что актер должен точно знать, куда наступить и где топнуть. Точно рассчитанный удар ногой вызывает раскат грома, а гром возвещает о самом драматическом месте пьесы.

В «Но» играют только мужчины, одетые согласно роли в пышные тяжелые одежды, с прикрытыми масками лицами. Одежды тяжелы настолько, что считается, что женщина-актриса просто не смогла бы двигаться и тем более танцевать в них на сцене – например, в том облачении, которое полагается для роли нежной и легкой феи. Доля истины в этом есть – и актерам-мужчинам приходится тяжко, не случайно в жаркие летние месяцы афиши часто предупреждают зрителей о том, что к глубочайшему сожалению театра представление будет идти не в полных костюмах, а только в легких кимоно и хакама.

На самом деле, разумеется, традиция связана с древним запретом на участие женщин в религиозных и публичных светских представлениях. «Но» – архаичный вид искусства, и если веяния нового времени не затронули его, то нет никакого смысла терять его нетронутость. Тем более, что актеры-мужчины столь совершенно играют красавиц, что непосвященные зрители порой обманываются. Известна история, как американец, присутствовавший на спектакле «Но», выразил свое восхищение известному актеру – за то, что наконец-то преодолев «мужской шовинизм» и отринув «ущемление женщин в правах», тот играл в паре с прелестной юной актрисой. Японец потупил взор и представил иностранному гостю «исполнительницу» - своего сына-подростка!

Кем бы ни был герой – божеством или самураем, бедным рыбаком или нищим буддийским монахом – он непременно одет в древний придворный костюм из роскошных шелков и золототканой парчи. Костюм носит исторический характер – если не считать того, что он совершенно не отражает сословия, к которому принадлежит персонаж. Должно быть, в Золотом веке и бедняки ходили в парче… В руках у актера веер. По ходу пьесы веер становится и флейтой, и мечом, и букетом и, если требует сюжет… собственно веером.

Классическое представление «Но» длится долго, не менее шести часов, а иногда – всю ночь. Как правило, за это время зрители успевают посмотреть пять пьес на установленные традицией сюжеты. Первая пьеса непременно повествует о деяниях богов, вторая рассказывает о достойном самурае, попавшем в затруднительную ситуацию и с честью вышедшем из нее, третья пьеса – о женщине (это может быть и печальная любовная история, и веселый фарс, и история с назидательным концом), четвертая бичует какой-нибудь порок – скупость, трусость, непочтение к родителям (это тоже может быть как фарс, так и драма – «моралитэ»), наконец, пятая – это волшебная история о чудесах.

В разгар театрального сезона поклонники «Но» буквально переходят на ночной образ жизни. Недаром один из князей древности называл «негодными для любой службы тех, кто смотрит представления театра «Но» в сумерках»! Другой же предлагал даже приговаривать к сеппуку «тех, кто смотрит танцы «Но», и исполнял это в отношении своих вассалов!

Нынче любители «представлений в сумерках» не вызывают такого раздражения – они немногочисленны, большинство японцев посещают «Но» раз-другой в жизни, предпочитая ему «Кабуки». Для восприятия театра «Но» нужна определенная подготовка, сюжет действия, как в европейском балете, неплохо знать заранее… Вот и получается, что иной иностранец легче воспринимает непонятные пьесы – не более и не менее непонятные для него, чем вся Япония…


 Оставить отзыв

 Поделитесь своими впечатлениями





ВСЕ ТУРЫ

ВСЕ РАЗМЕЩЕНИЯ

ВСЕ БИЛЕТЫ

MEGATIS Библиотека Исторические экскурсы

 Туристический портал МегаТИС
 Права защищены © 2004-2005


МегаИдеи Путешествий | Туры и билеты | Новости | Что привезти? Сувениры со всего света | Атлас Мира | Библиотека | По следам «Кода Да Винчи» | Автомото | Горные лыжи | Дайвинг | Для взрослых | Исторические экскурсы | Кухня народов мира | На выходные | Пляжи | Полезный опыт | Проблемы и решения | Серфинг | Экстрим | Справочная информация (расписание поездов, адреса посольств)