Rambler's Top100
Сервер туристических МегаИдей  
MEGATIS Библиотека Исторические экскурсы
МегаИдеи Путешествий
Туры и билеты
Новости
Что привезти? Сувениры со всего света
Атлас Мира
Библиотека
По следам «Кода Да Винчи»
Автомото
Горные лыжи
Дайвинг
Для взрослых
Исторические экскурсы
Кухня народов мира
На выходные
Пляжи
Полезный опыт
Проблемы и решения
Серфинг
Экстрим
Справочная информация (расписание поездов, адреса посольств)





 реклама у нас

  Яндекс цитирования     Rambler's Top100
Еще есть: Полезный опыт, Проблемы и решения, Автомото, Экскурсии, Пляжный отдых, Серфинг, Экстрим, Для взрослых, На выходные, Занимательные происшествия, Дайвинг, Горные лыжи, Кухня народов мира, По следам "Кода Да Винчи"

Исторические экскурсы

Пятнадцать человек на сундук мертвеца…
(«сокровища затонувших кораблей» в историческом музее Гааги в Голландии)


Сокровища редко приносят счастье своим обладателям. Один капитан пиратского брига был убит выстрелом в лицо, когда высаживался на островке в Карибском море, где хотел закопать свои сбережения. Другой погиб, заколотый кинжалом в спину, и его голова три дня красовалась на кормовом флагштоке британского фрегата. Губернатор одной заморской колонии был убит в закрытой карете рядом с коваными сундуками, наполненными награбленными у индейцев золотыми фигурками… Несколько человек умерли с голода на заблудившемся в южной Атлантике клипере, перевозившем золотой песок – в море невозможно было достать корку хлеба даже за все золото мира… Где-то меж Карфагеном и Римом ко дну пошло судно вандалов, груженое бесценными статуями…

Все эти истории почерпнуты из донесений, казначейских ведомостей, докладов и выводов комиссий, эдиктов королей, судебных приговоров, судовых журналов, рапортов и частных писем, сохранившихся в библиотечных и архивных хранилищах. Именно там картины кораблекрушений и морских сражений прошлого обретают явь и реальность. Именно там хранятся еще не узнанные карты «островов сокровищ»…

А сами сокровища, отданные морем, нередко уплывают в частные коллекции. К счастью, не все. Вот, например, корабль «Слот тер Хооге», принадлежавший голландской Ост-Индской компании, вышедший из Нидерландов в 1724 году, все же вернулся обратно через двести пятьдесят с лишним лет. Правда, не целиком…

В ноябре 1724 года этот корабль, следующий в Батавию, попал в страшный шестидневный шторм и, потеряв ориентировку, наскочил на берег. Это произошло на северном побережье острова Порту-Санту в архипелаге Мадейра, «в месте, именуемом Порту-ду-Гильерми, в коем месте много рифов и скал, а сам остров тоже являет собой скалу». Больше часа построенное добросовестными голландскими корабелами судно выдерживало удары волн, после чего все же разломилось, и двести двадцать человек утонули. Крутая волна, разбивающаяся и по сей день о подножие скалы, не оставила надежд на спасение, а грохот шторма поглотил вопли отчаяния… Голландский консул сообщил 8 декабря 1724 года в Гаагу из Лиссабона о прибытии туда только тридцати трех спасшихся моряков.

Среди уцелевших был помощник капитана, который составил подробную опись затонувшего груза. За три моря «Слот тер Хооге» вез вино, масло и девятнадцать сундуков с серебряными слитками, мексиканскими пиастрами и голландскими гульденами. В современных мерах веса – тонны три серебра.

Голландский консул в Лиссабоне, переправляя печальную реляцию, писал, что ценности можно поднять. «Мне ведомо, что голландцы знакомы со среброловным делом, однако англичане, думается, успешнее справятся с ним. Глубина в месте крушения не превышает 10-12 саженей»… Действительно, англичане в XVIII веке владели техникой подъема грузов с затонувших кораблей. Изобретателем «ныряльной машины» - деревянной бочки с обтянутыми свиным салом кожей отверстиями для рук – был Джон Летбридж. В 1780 году Девонширское ученое общество выпустило «Наставление по подъему затонувших предметов», в котором в качестве иллюстрации был использован рисунок Летбриджа с картой острова Порту-Санту, изображением терпящего бедствие судна и с координатами – 33 градуса северной широты и 5 градусов западной долготы!

Собственно, многое удалось поднять и самому Летбриджу в 1725 году – в папке ведомостей Зееландской палаты сохранился и его контракт, и отчет о результатах работы. Мастер работал в бухте Порту-ду-Гильерми пять лет, поднял более половины груза и пушек, и полагал, «что остальное с Божией помощью достанет, если в будущем году выпадет 20-30 дней штиля». Но, похоже, Летбридж так и не дождался «у моря погоды». Часть этого «остального» подняли со дна только в семидесятые годы ХХ века. Официальная поисковая группа быстро отыскала судно. Первыми находками стали якоря, ядра, ружья, пушки, бутылки и пивные кружки, канаты, желтые кирпичи, служившие балластом на судах голландской Ост-Индской компании – почти полный комплект образцов груза. Единственное, чего не хватало – так это сокровищ.

Быстро выявился и главный враг подводных археологов – песок. Он «заливал» вырытые ямы раньше, чем его успевали оттеснять. И только при установке компрессора с трубами работы удалось продолжить. Коллекция росла, в ней фигурировали рулевой крюк, табакерки, пуговицы от камзолов, булавки, курительные трубки – и, наконец, ком слежавшихся серебряных гульденов и дукатов. Затем - серебряный слиток с печатью Зеландской палаты и стилизованной розой, гарантировавшей чистоту металла и точность веса – 1980 граммов, четыре амстердамских фунта. За ним – еще один такой же, другой, третий … и долгожданный сундук, стоявший впритык к скале и придавленный пушкой.

Научная фиксация требовала кино- и фотосъемок. Снабдить экспедицию аппаратурой последнего поколения взялось английское телевидение – за право съемок для передачи «Археология сегодня». Это чуть не погубило результаты работы – пока ждали установления хорошей погоды для продолжения съемок фильма, сундук оказался взломан и пуст! К счастью, новоявленные пираты усовестились – или поняли, что «вычислить» их при сбыте не будет сложной задачей - и подбросили похищенное на ступени бельгийского консульства. Сундук же реставраторам удалось собрать почти в первоначальном виде. Серебро же почти не нуждалось в реставрации - оно лишь немного пригасило свой блеск, но не утратило его. Осталось только сложить его в шесть аккуратных рядов друг на друга – один ряд вдоль, другой поперек – и выставить в витрине. Рядом с копиями документов, якорем и пивными кружками…


 Оставить отзыв

 Поделитесь своими впечатлениями





ВСЕ ТУРЫ

ВСЕ РАЗМЕЩЕНИЯ

ВСЕ БИЛЕТЫ

MEGATIS Библиотека Исторические экскурсы

 Туристический портал МегаТИС
 Права защищены © 2004-2005


МегаИдеи Путешествий | Туры и билеты | Новости | Что привезти? Сувениры со всего света | Атлас Мира | Библиотека | По следам «Кода Да Винчи» | Автомото | Горные лыжи | Дайвинг | Для взрослых | Исторические экскурсы | Кухня народов мира | На выходные | Пляжи | Полезный опыт | Проблемы и решения | Серфинг | Экстрим | Справочная информация (расписание поездов, адреса посольств)