MEGATIS Библиотека Исторические экскурсы |
реклама у нас |
Исторические экскурсы |
|
ЗЕМЛЯ ТЫСЯЧИ ПИРАМИД (природные и исторические памятники Каппадокии в Турции) Тысяча пирамид стоит не в стране фараонов. И не в земле майя и ацтеков. Они сооружены не мириадами рабов. Они находятся в Турции, в горах Каппадокии, и творение их – дело рук природы. Миллионы лет ветра и дождя изваяли из вулканического туфа причудливый ландшафт – остроконечные столбы и конусы, башни, пирамиды. Их, кстати, вовсе не тысяча, а тысяч двадцать.
Летом, когда над раскаленной землей колышется марево, край этот кажется нелюдимым. Царит неправдоподобная тишина, нарушаемая только далеким криком осла и шумом голубиных крыльев над жнивьем. Никогда не подумаешь, что здесь на квадратный километр приходится больше жителей, чем в остальной Анатолии. Люди укрылись от дневного зноя в домах. Многих домов, вдобавок, не видно потому, что они находятся… под землей! Жилища высечены в мягком туфе, и только дверные да оконные проемы в скальных стенах, да кое-где порталы, оформленные искусным резчиком, выдают их местоположение. Пещерные жилища… Вам представляются сырость, мрак и холод? Совершенно напрасно. Там царит приятная прохлада, а воздух – только чуть менее сухой, чем снаружи. К тому же, пещера – теплое убежище во время ледяной анатолийской зимы. Недаром каппадокийцы тысячи лет верны своему образу жизни. А еще это жилье не требует ремонта, может быть практически сколь угодно расширено и не занимает полезные площади – крестьянин может жить прямо под своим полем! Туф Каппадокии – бывший пепел вулканов, отвердевший от времени. Долины пожирают горы – дайте только срок! В дождь капли «камень точат», долбят туфовую скалу, сбегающие в долину ручьи подхватывают песок и частицы глины, и наконец вливаются в могучую реку, которая несет все в море. Каждая капля смывает маленькую частичку туфа – но под твердым камнем порода не разрушается. И постепенно образуется чудной столбик, увенчанный лавовым валуном. Бесчисленные пирамиды и столбы, башни, «столовые горы», «сахарные головы» - не что иное, как остатки некогда сплошных полей пепла и лавы. На сухих отлогих склонах «долины пирамид» раскинулись виноградники. Странно, вообще-то, видеть виноград в Каппадокии – казалось бы, этой культуре не место в чисто мусульманской области, где действуют строгие запреты Корана. Однако же виноград появился здесь раньше, чем мусульмане… В VII веке Кайсери – бывшая Цезарея – был центром христианства в Анатолии. Вплоть до ХХ столетия в Каппадокии оставались греческие христианские общины. Теперь о них напоминают только географические названия, вроде Аваноса и Синассоса, заброшенные церкви и монастыри – и виноградарство. Христианские монахи и их паства жили в туфовых долинах вокруг Эрджияс-Дага. Они не оставили высоких стен, колоколен и вознесенных над землей куполов – монахи селились под землей. Из материала, дарованного Господом, они с усердием и благочестием высекали кельи и часовни, лестницы и порталы, хоры и скамьи. Стены и своды украшали фресками, написанными яркой темперой, прекрасно сохранившейся в темных закоулках подземелий. На соединенных лестницами ярусах располагались молельни, трапезные, спальни. Наружу выходят лишь вентиляционные отверстия и несколько смотровых щелей. Монахи и община укрывались здесь не только от непогоды, холода и зноя – но и от врагов. Входы настолько замаскированы, что не сразу заметишь – к тому же они тесны и низки настолько, что замахнуться в них для удара невозможно. Коридоры перекрывались выкатываемыми сбоку круглыми каменными дверьми, напоминающими жернова. Рядом с просторными монастырями и церквами на отвесных стенах располагались маленькие кельи. Здесь ютились отшельники, удалясь от мира и сосредоточась на духовной жизни. Корзина на длинной веревке позволяла поднять наверх скудную трапезу и кувшин воды… Много лет горные монастыри Каппадокии были местом паломничества. Паломники приходили сюда молиться, византийские императоры на склоне лет постригались здесь в монахи. Даже император Барбаросса, согласно легенде, посетил долины Герёме, где насчитывается семнадцать церквей и три монастыря. Во время нашествия сельджуков в XI-XII веке христиане еще пользовались немалой свободой, и строили даже новые храмы – но после завоевания Малой Азии турками начали эмигрировать. Полтысячелетия на Анатолийском плоскогорье царили мир и покой, не нарушаемые войнами вдоль рубежей Оттоманской империи. Многое позабылось. Исторические памятники дали пищу для сказок и легенд: один многоэтажный монастырь, наружную стену которого разрушили дожди и ветер, превратился в «Аксарай» - «Открытый дворец», а источенные ходами туфовые останцы стали «волшебными башнями Периба Чалари»… (« - Сезам, откройся! – воскликнул Али-Баба, и потайная дверь скользнула вбок, открыв ход в толщу горы…» - ведь это же о каппадокийских круглых дверях-«жерновах»!). Ангелы и святые на фресках превратились в демонов и злых духов; изображения их ликов – творения шайтана в глазах правоверного мусульманина – уничтожались. В церквах поселились тени ночи – совы и вороны, в кельях отшельников – голуби. Но люди продолжают здесь жить и выращивать запрещенный Кораном виноград… |
|
Оставить отзыв Поделитесь своими впечатлениями |
Источник: © Мегатис, 2002 |
|