Rambler's Top100
Сервер туристических МегаИдей  
MEGATIS Библиотека Исторические экскурсы
МегаИдеи Путешествий
Туры и билеты
Новости
Что привезти? Сувениры со всего света
Атлас Мира
Библиотека
По следам «Кода Да Винчи»
Автомото
Горные лыжи
Дайвинг
Для взрослых
Исторические экскурсы
Кухня народов мира
На выходные
Пляжи
Полезный опыт
Проблемы и решения
Серфинг
Экстрим
Справочная информация (расписание поездов, адреса посольств)





 реклама у нас

  Яндекс цитирования     Rambler's Top100
Еще есть: Полезный опыт, Проблемы и решения, Автомото, Экскурсии, Пляжный отдых, Серфинг, Экстрим, Для взрослых, На выходные, Занимательные происшествия, Дайвинг, Горные лыжи, Кухня народов мира, По следам "Кода Да Винчи"

Исторические экскурсы

ХРАМ ОЖИДАЮЩЕГО БУДДЫ
(«мертвый город» Паган в Бирме)


Там, где сходятся пути из Китая и Индии, посреди Бирмы тысячу лет назад возник город Паган. Лет шестьсот назад из него ушли последние жители. Город же удивительным образом не разрушился и не растаял во времени. Сухой воздух средней Бирмы и мастерство древних строителей придали пагодам и храмам стойкость, сохранили их.

Утро приходит в Паган. С Иравади поднимается туман, расплавляя острые грани холмов. И солнце разгоняет туман не спеша, набирая силу, прогревая воздух, покалывая лучами каменные громадины, щекоча их. Оставленные паствой храмы поутру чувствуют себя молодыми, легкими, и купаются в тумане и солнечных лучах. Только два цвета остаются по утрам в их мире: розовый - стены храмов и окутывающий их уже освещенный солнцем верхний слой тумана, и голубой — туман в оставленной ушедшей ночью тени.

Паган дожидается дня. Полдень для него - не самое яркое время суток. От жары небо становится белесым, бесцветным. Листья и иглы кактусов, поля арахиса, занявшие те части города, что принадлежали раньше деревянным домам и дворцам, истлевшим полтысячелетия назад - все покрыто пылью. Пыльными кажутся храмы и пагоды. Те из них, что рассыпались, обвалились, приняв цвет пыли, кажутся термитниками или могильными курганами. Тени резки, но и они теряют голубизну, мутнеют, согревшись. Прохлада таится лишь в самих храмах, за черными прямоугольниками дверей.

Паган озарен закатом. Солнце заходит за реку, где округлыми спинами холмов ограничена долина. Пыль золотится на храмах, исчезает с зелени, возвратившей себе густой и чистый цвет. Длинные тени становятся фиолетовыми, и с семидесятиметровой высоты храма Татбинью бесконечные оранжевые кубики и пирамидки крестьянских домов вдоль реки видятся четкими и ясными в закатной прозрачности и умиротворенности воздуха.

И ночь. Но не темная и бездонная, подчеркнутая лучами электрического света, а серебряная, полная звезд и лунного света. В этот час в мире остаются две другие краски: голубое серебро зданий и чернота зелени. И храмы, совсем невесомые, среди звезд, разбредаются по равнине, устраиваются на ночь.

Когда Паган был жив, храмы - а их тысячи - не белили, как в современной Бирме. Они были покрыты светлой, желтоватой, кремовой штукатуркой, кое-где оживленной зелеными керамическими плитками, позолотой шпилей и раскрашенными львами-охранителями у ворот. К этому надо добавить тысячи домов, хижин и дворцов из темного дерева, чей цвет не нарушал цветовой гаммы храмов и пагод, но подчеркивал их золотистый оттенок.

Белить храмы стали потом, много лет спустя после смерти города. Изменились вкусы, исчезли деревянные строения, и их коричневый цвет сменился зеленым — цветом полей и кустарника, поэтому мы видим нынче город не совсем таким, каким он стоял на этой земле когда-то...

Классический буддийский храм родился из пещеры, и в период расцвета, в средневековье, зодчие в Индии довели до совершенства единство этого образа. Храм возвышается крутой горой над городом. Он весь, как лесом, покрыт скульптурами, позы и движения которых динамичны, многообразны - словно лес этот опутан живыми корнями. А издали лес неподвижен, и неподвижна, горда, сурова гора храма. В горе положено быть пещере, а в той - укрытым святыням. И внутренность обычного индийского храма — настоящая пещера, с нависающим тяжелым, плоским потолком, неожиданно малая для такой горищи.

Паганский же храм, в отличие от индийского, обретает прямоту и лаконичность линий неземного, стремящегося к облакам, легкого, несмотря на размеры, строения. И только внутренность его остается такой же таинственной пещерой. Свет расплескивается по статуям у входа в черноту, где надежно спрятаны от мира боги…

И возникает город-фокусник, город-оборотень, прекрасный и молодой, однако вобравший в себя догматы устоявшегося буддизма, мистику и обряды, рожденные в Индии. Умело рассчитанные пропорции храма, золотистый, оранжевый, розоватый - в зависимости от времени дня или погоды - цвет настраивают на торжественный лад. У современного человека рождается чувство преклонения перед талантом зодчих, придумавших и сотворивших эту каменную сказку. А у жителя древнего Пагана наверняка рождалось чувство религиозное, ощущение близости к миру неба и малости своего земного существа.

…Входящие нерешительно переступают порог.

И темнота.

И узкие своды. И редкие окна-бойницы, бросающие лучи света на статую Будды. И храм раздавил вошедших - тьмой, тишиной, теснотой, отрешенностью – и поглотил их. Человек — игрушка, ничтожество, муравей, заблудившийся в лабиринте. Громадный Будда, выхваченный одним-единственным лучом, нависает над ним, склонив позолоченную голову...


 Оставить отзыв

 Поделитесь своими впечатлениями

Источник:

© Мегатис, 2002





ВСЕ ТУРЫ

ВСЕ РАЗМЕЩЕНИЯ

ВСЕ БИЛЕТЫ

MEGATIS Библиотека Исторические экскурсы

 Туристический портал МегаТИС
 Права защищены © 2004-2005


МегаИдеи Путешествий | Туры и билеты | Новости | Что привезти? Сувениры со всего света | Атлас Мира | Библиотека | По следам «Кода Да Винчи» | Автомото | Горные лыжи | Дайвинг | Для взрослых | Исторические экскурсы | Кухня народов мира | На выходные | Пляжи | Полезный опыт | Проблемы и решения | Серфинг | Экстрим | Справочная информация (расписание поездов, адреса посольств)