MEGATIS Библиотека Исторические экскурсы |
реклама у нас |
Исторические экскурсы |
|
ОЧАРОВАННЫЙ ЗАМОК (замок-крепость Амбер в Джайпуре в Индии) Раджпуты – рыцари средневековой Индии и военная интеллигенция современной – прекрасно знают историю своего рода и гордятся своей причастностью к славным деяниям предков. Члены «кулы»-клана, носящего имя Каччва считают себя потомками Куши, сына самого Рамы. Родственниками Каччва приходятся и царевич Наль, о котором повествует Махабхарата, и Дхола, любимый герой раджпутских любовных баллад. Дхола – легендарный персонаж, но в памяти людей под именем Дхола-раджи остался персонаж реальной истории, принц Теджкаран, носивший прозвище Дулха-раи, «жених-принц».
Именно этот Дхола-раджа или Дулха-раи, получив в подарок от тестя небольшой надел в княжестве Джайпур, использовал подарок наилучшим образом – построил на нем свою столицу Амбер, крепость-дворец, до сих пор поражающую воображение своей мощью и красотой.
С латинским словом «янтарь» - «amber», проникшим во многие европейские языки, имя крепости совпало случайно. Одна из легенд связывает название Амбер с именем Амбикешвара Шива, другая – с именем богини-матери Амбы, покровительницей кулы Каччва. Говорят, что древней раджпутской крепости трудно дать достойное описание – для этого нужно сочетать в себе дар поэта с инженерным образованием. Тем более это сложно для такой совершенной крепости, как Амбер. Со всех сторон Амбер окружен холмами, по гребням и вершинам которых вьется многокилометровая стена с башнями. Зубчатые стены цитадели повторяют очертания горы, на которой стоит крепость. Дворцы Амбера стоят на одной трети пути к вершине, над рукотворным озером, устроенным здесь для того, чтобы отражая, умножать белокаменные стены зданий. Нижний же город обнимает подножие горы. Дорога к вершине вымощена серым гранитом. Она вьется змейкою, проходя через трое ворот, и петли ее соединены между собою перпендикулярными стенами. Ворота широки и высоки – в них свободно проходит слон с башенкой-«хоуда» на спине, и всякие из ворот одновременно являются и мощной защитной башней. В нижний дворцовый двор, где много места для защитников и охраны, входят через Ворота Солнца, а затем по широкой мраморной лестнице с высокими ступенями (опять же, пригодными для слона!) поднимаются в Верхний дворец, также укрытый зубчатой стеной. Путь идущим преграждают «Сингх Пол» - «Львиные Ворота», двойные, с резким поворотом меж двумя пролетами и с охраной, укрытой в двухъярусных крытых галереях. За воротами открывается храм Джессоришвари – богини Кали, известный более под именем храма Шила Деви. В 1604 году Мансингх, военачальник императора Акбара, установил в амберском храме скульптуру богини Шила, получив ее в награду после победы над мятежными бенгальскими племенами. Службу здесь до сих пор ведут потомки бенгальских священнослужителей, привезенных Мансингхом. Шила Деви, или Шила Мата – покровительница клана Каччва, и говорят, что воитель Мансингх неоднократно взывал к Кали-Шила во время сражений, а та даровала ему победы - взяв, однако, обещание, что полководец достанет ее изображение с морского дна. Действительно, вскоре Мансингх услышал от ныряльщиков о удивительном резном камне, который те видели под водою, повелел поднять камень и перевезти его в Амбер, где он и пребывает поныне под именем “Камня-матери”. Во внутренний дворец ведут «Ганеш Пол» - «Ворота Ганеши», фрески, рельефы и мозаики которых не мешают им оставаться не только церемониальным входом, но и защитной башней. Они открывают вход в дивный сад с фонтанами и каскадами, с аркадами и павильонами, украшенными мраморными решетками и инкрустациями драгоценными камнями по мрамору. Все двери здесь резные и инкрустированные слоновой костью и благоуханным сандалом, все стены расписаны фресками. Но и это великолепие меркнет, когда за очередными дверьми раскрывается «Шиша Махал» - «Стеклянный Дворец», немыслимое чудо даже в сокровищнице раджпутских дворцов и замком. Его потолки выложены мозаикой из стеклянных зеркал. Зеркала выпуклые, отдельно отлитые и сформованные. Они выложены по незастывшему алебастру в орнаменты и целые многофигурные картины. В прохладном полумраке дворца в зеркалах отражается огонь светильников, превращая потолки в мерцающие ночные небеса. При свете дня зеркальные стекла не только отражают свет, но и пропускают его через себя, рождая сотни радуг. Сама штукатурка, по которой выложена мозаика из зеркал, отнюдь не ровна – ее украшают рельефные тонкие узоры, в которых проделаны сквозные отверстия - для большей выразительности и игры теней. Ни пяди неукрашенной поверхности стен и потолка, отделка серебром и тканями, резные, украшенные цветами навесы и балдахины, ширмы и сундуки, золотые и жемчужные бусы и гирлянды над входами, шелковые занавеси, сосуды для ароматических составов - таков изнутри “очарованный замок” Амбер. … Известно, что увидев сады и дворцы Амбера, Шах Джахан воспылал ревностью. Он захотел такие же. Он запретил строить в Джайпуре мраморные резные инкрустированные чудеса и издал указ, повелевающий раджам Джайпура отослать всех мастеров на строительство Агры и Тадж Махала. Раджпуты Джайпура подчинились, и кроме того, по себе хорошо зная повадки владык, охваченных завистью, замазали красоты Амбера слоем штукатурки, чтобы Джахан не приказал их разрушить. И что же? Мир получил прекрасные Агра-форт и Тадж-Махал - спасибо за это Джахану и джайпурским мастерам. И Амбер остался стоять над зеркальной гладью озер, сохранив под защитным панцирем свой - вновь открытый ныне - драгоценный наряд. |
|
Оставить отзыв Поделитесь своими впечатлениями |
Источник: © Мегатис, 2002 |
|