Rambler's Top100
Сервер туристических МегаИдей  
MEGATIS Библиотека Исторические экскурсы
МегаИдеи Путешествий
Туры и билеты
Новости
Что привезти? Сувениры со всего света
Атлас Мира
Библиотека
По следам «Кода Да Винчи»
Автомото
Горные лыжи
Дайвинг
Для взрослых
Исторические экскурсы
Кухня народов мира
На выходные
Пляжи
Полезный опыт
Проблемы и решения
Серфинг
Экстрим
Справочная информация (расписание поездов, адреса посольств)





 реклама у нас

  Яндекс цитирования     Rambler's Top100
Еще есть: Полезный опыт, Проблемы и решения, Автомото, Экскурсии, Пляжный отдых, Серфинг, Экстрим, Для взрослых, На выходные, Занимательные происшествия, Дайвинг, Горные лыжи, Кухня народов мира, По следам "Кода Да Винчи"

Исторические экскурсы

ВИКИНГИ СОЛНЕЧНОГО ВОСХОДА
(мореплаватели Таити и Гавайских островов)


На бескрайних просторах Тихого океана рассыпано бесчисленное множество островов, крупных, мелких и мельчайших. Архипелаги разделены десятками, сотнями, а чаще - тысячами километров морской глади. И заселены эти острова задолго до XVI века, когда у их берегов стали бросать якоря первые каравеллы испанских и португальских мореплавателей.
Заморские пришельцы не увидели у аборигенов ни ткацкого станка, ни гончарного круга, ни вьючного и тяглового скота, ни изделий из металла, ни лука и стрел... Островитяне были прекрасными земледельцами и талантливыми зодчими, но все же казалось невероятным, что столь “малоразвитые” люди каким-то образом достигли самостоятельно затерянных в океане островов.
Действительно, полинезийцы - единственный в мире народ, построивший достаточно совершенные корабли при помощи орудий каменного века. Каждое их мореходное судно было подлинным произведением искусства, хотя и было изготовлено при помощи каменного тесла, и части корпуса были прикреплены друг к другу стяжками из растительного волокна. Первое каноэ, согласно преданиям, сделал бог Тане и его мастера. Предания хранят не только имена выдающихся вождей и кормчих, но и имена лодок, и даже рулевых весел и парусов.
Предки нынешних жителей Гавайских островов отправились когда-то навстречу солнечному восходу от берегов Индонезии. Другая их группа вышла в море с побережья американского континента. Они не имели ни компаса, ни карт в современном понимании, но зато над ними светило солнце и искрились россыпи звезд, по которым они свободно ориентировались. Одно из путеводных созвездий по сей день носит имя “Коимаи-те-ваина – т’отаити” - “волосы таитянки”. Древний полинезийский метод навигации заключался в том, чтобы на каждом участке выбирать свой “этак” - ведущую звезду, которая находилась в строго определенной точке неба и давала возможность точно выдерживать курс судна.
Мореходы умело использовали ветры и течения, которые влекли легкие парусники туда, куда направляли их искусные кормчие. Скорость определяли по прохождению пенных гребней волн, близость земли высчитывалась по полету птиц, плавающим обломкам деревьев, форме и цвету облаков. В качестве запасов в дальние плавания брали сушеные бананы, сладкий картофель и плоды хлебного дерева, “пой” - пюре из корней таро, сушеные ломтики мякоти марлина и тунца, кокосовые орехи и сахарный тростник.
Легенда объясняет эти морские свершения просто - да, действительно, долго плавать было трудновато. Мореходам редко удавалось отдохнуть, и боги научили их ловить на крючок землю. Капу, древний герой, выловил кусок коралла – это оказались Гавайи. Затем другой герой - Мауи забросил свою удочку и выудил острова Нииаху и Оаху, и так они “ловили землю”, пока расстояние между островами стало приемлемым. Тысячи в три миль. Именно это расстояние разделяет Таити и Гавайи, именно три тысячи миль некогда преодолел уже не легендарный, а исторический вождь Моикехе, чтобы жениться на дочери Кауаи, вождя другого острова. В наши дни “ваа каулуа” - двойное каноэ - спускают на воду почти так же редко, как и в древности, раз лет в десять. Потому, что их не так уж много нужно (ведь занимаются этим нынче только историки-реконструкторы и спортсмены) и потому, что изготавливают их по древней технологии, такими же каменными топорами.
Это происходит в священной бухте Куалоа на острове Оаху. Церемония постройки каноэ в наши дни – это, конечно же, не поклонение языческим божествам. Это дань традиции, приятная и почетная для участников и зрителей. Она повторяется во всех деталях. Если попасть на острова в год (годы!) постройки судна - промахнуться невозможно, на какой-нибудь этап церемонии попасть удастся непременно.
Заказчик судна (в древности - вождь, а нынче, скажем - историко-спортивное общество) должен был засеять поле, чтобы было чем кормить мастеров, которые будут строить каноэ. Самые опытные мастера брали дары для духов леса (красные перья, ткани из коры, циновки) и отправлялись выбирать деревья - они должны были уговорить духов покинуть их. Вот с этого начинается современная церемония. Деревья тянут из леса волоком, и это занимает почти месяц. Новая церемония происходит в день “первого удара топора”. Спящие топоры в этот день, чтобы побыстрее проснулись, погружают в холодную воду.
“Проснитесь, о топоры, поработать на Тане, Великого Бога мастеров!”.
За этим следует пир для мастеров, и откормленная свинья приносится в жертву Тане. Каменному топору “лигоге” придается с помощью заклинаний сила и точность, и затем вырубается корпус. На это нужен год.
Последнюю часть работы – доведение до нужной толщины бортов – мастер делает один. Проходит еще полгода - год. Затем возводится шалаш на палубе – хале, крытый листьями пагайе, вырезаются весла, тики – резные фигурки богов. Уходит на это обыкновенно девять - десять месяцев.
По завершении работы следует наречение имени каноэ. Трубят раковины, воспевая Атеа - Дух пространства:
“Впереди простор – для Атеа,
По бокам – пути для Атеа,
А сзади – дорога для ветра.
О Тане, царящий над просторами,
Заколдуй их, Тане!”
И наконец звучит напутствие жреца мореходам: “Вы больше не принадлежите земле. Ваша земля – это море”. Каноэ отходит из берега и скрывается в океанской дали. Увидеть это можно так же, как и пять сотен лет назад. Нужно только попасть на Таити или Гавайи в последний год постройки “ваа каулуа”.

 Оставить отзыв

 Поделитесь своими впечатлениями

Источник:

© Мегатис, 2002





ВСЕ ТУРЫ

ВСЕ РАЗМЕЩЕНИЯ

ВСЕ БИЛЕТЫ

MEGATIS Библиотека Исторические экскурсы

 Туристический портал МегаТИС
 Права защищены © 2004-2005


МегаИдеи Путешествий | Туры и билеты | Новости | Что привезти? Сувениры со всего света | Атлас Мира | Библиотека | По следам «Кода Да Винчи» | Автомото | Горные лыжи | Дайвинг | Для взрослых | Исторические экскурсы | Кухня народов мира | На выходные | Пляжи | Полезный опыт | Проблемы и решения | Серфинг | Экстрим | Справочная информация (расписание поездов, адреса посольств)