Rambler's Top100
Сервер туристических МегаИдей  
MEGATIS Библиотека Исторические экскурсы
МегаИдеи Путешествий
Туры и билеты
Новости
Что привезти? Сувениры со всего света
Атлас Мира
Библиотека
По следам «Кода Да Винчи»
Автомото
Горные лыжи
Дайвинг
Для взрослых
Исторические экскурсы
Кухня народов мира
На выходные
Пляжи
Полезный опыт
Проблемы и решения
Серфинг
Экстрим
Справочная информация (расписание поездов, адреса посольств)





 реклама у нас

  Яндекс цитирования     Rambler's Top100
Еще есть: Полезный опыт, Проблемы и решения, Автомото, Экскурсии, Пляжный отдых, Серфинг, Экстрим, Для взрослых, На выходные, Занимательные происшествия, Дайвинг, Горные лыжи, Кухня народов мира, По следам "Кода Да Винчи"

Исторические экскурсы

Немного Востока...
(столица Боснии - Сараево)


…Во главе поезда пыхтит паровозик, который ласково называется "чайничек" - "пампурче". Он тащит за собой несколько разноцветных вагончиков. Классов не три, как во всей Европе, а четыре - есть особые вагоны для мусульманских горцев, где нет скамеек. Якобы они предпочитают располагаться с вещами прямо на полу. Поезд взбирается по крутым подъемам, выделывает виражи над пропастями, пролезает сквозь туннели и скользит по виадукам. В критических местах к поезду пристраивается в качестве толкача еще один "чайничек". Бывает, на крутом повороте поезд с визгом соскакивает с низеньких рельсов, но никто особенно не волнуется. Пассажиры всех классов выходят, берут вагон за специальные прикрепленные с боков ручки и "раз, два, взяли!" - водворяют поезд на колею.

Последнее развлечение, пожалуй, уже недоступно. Все остальное, как и в начале ХХ века, когда мощнее "пампурче" двигателя не было, а вагоны без скамеек были полны, можно почувствовать и увидеть, если приехать в Сараево тем же путем по железной дороге. Многие так и поступают, ведь Сараево - город "транзитного туризма": мало кто, держащий путь к курортам на берегах Адриатики, не задерживается в боснийской столице хотя бы ненадолго.

С горного уступа, что у станции Быстрик, видна вся Сараевская котловина и весь город. Он похож на восточный ковер, который великоват для котловины - его края поднимается на крутые склоны. Края расшиты зубчатой каймой синих хвойных лесов, вытканная серебряной парчой речка Мильяцка делит город на две части. Ковер города заткан самыми разнообразными изображениями - тонкими белыми минаретами, колокольнями, башнями, пирамидальными тополями, высотными зданиями, домиками с покрытыми темной дранкой островерхими крышами. Есть и не повторяющиеся "вышивки" - магистрат и католический собор времен австрийского господства, серая крепость турецкого времени и древний городской рынок Баш-Чаршия…

Но поезд уже проехал Быстрик, и город с ковра превратился в настоящий. Он стоит здесь с римского времени. После развала империи котловину населяли готы, за ними - византийские греки, наконец, в VII веке сравнительно долго ее смогли удержать за собой славяне. Столица королевства боснийских славян называлась Врх-Босна, по имени реки, на которой стояла. В XIV веке с востока надвинулись полчища турков, и король Боснии Твртко II, стараясь сохранить относительную самостоятельность страны, вынужден был платить дань на две стороны - туркам и венграм. Но в XV веке Османская империя все же поглотила Боснию.

Город был переименован в Босна-Сарай, а позже - в Сарай-Ова (что означает "поле, прилегающее к дворцу"). Нужно отдать туркам должное - город при них изрядно похорошел - чтобы стать достойным резиденции султанского наместника. Выросли мечети, медресе, гостиницы-"ханы", караван-сараи, бани, мосты. Сараево стал одним из первых городов Европы, получивших водопровод, перестроивших торговые ряды на манер "гостиного двора" - ибо Восток уже знал "безистаны", предназначенные именно для приема многих "богатых гостей".

Годы правления наместника Гази-Хусрев-бега были золотым веком Сараева. "Восток" остался здесь именно с этого периода. Ислам приняло более трети населения, города полностью усвоили культурный образ жизни мусульманской Турции, но говорили по-прежнему на сербском и хорватском языках - или смеси обоих. И в наши дни более четверти населения Боснии в графе "национальность" указывает "мусульманин", но не всегда имеет в виду и вероисповедание. Так они называли себя, находясь еще в составе не так давно канувшей в лету Югославии, дабы отличить от сербов или хорватов, чьи предки не приняли ислама или позабыли его в бурных событиях XIX и ХХ веков.

На коньках крыш боснийских домов пять столетий сохранялись знаки, характеризующие религиозную принадлежность хозяина: православный или католический крест, полумесяц или просто острие. И еще - как дополнительная примета - густые деревянные сетки на окнах женской половины. Так было удобнее - любой прохожий - гость в поселке, путник, ищущий ночлега - сразу знал, с кем имеет дело и мог скорректировать свое поведение к общему удовольствию.

Кварталы Бар-Чаршии в Сараеве открываются Голубиной площадью, где кормятся и шумными тучами взлетают тысячи голубей, птиц, почитаемых в исламе. Здесь город снова превращается в ковер, где пестрыми переплетениями нитей стали и горожане, пришедшие за покупками, и туристы самых разнообразных национальностей.

На рынке можно увидеть боснийцев в национальных костюмах, поскольку так одеты - отчасти в силу традиции, отчасти для привлечения туристов - продавцы в лавках, кофейнях и кондитерских. Здесь выясняется, что чалму в Боснии носят не только мусульмане, она воспринимается здесь как вариант национального головного убора.

Рынок озвучен гулом голосов и перезвоном молоточков. Куюнджии - мастера по металлу - сидят, по-турецки поджав под себя ноги, стучат своими молоточками, и из - под рук у них выходят джезвы, кувшины, подносы, блюда с крышками для плова, комнатные фонари. Здесь же трудятся "крояч" - портные, вышивальщики, продают тут же связанные шерстяные чулки и платки, знаменитые сараевские ковры. Еще одна лавка вплетает свой голос в шум рынка - сверху донизу увешанная разной величины клетками с поющими на разные голоса обитателями…

Бар-Чаршия организована как восточный рынок - все лавки одновременно и мастерские. Они закрываются на ночь откидными щитами-ставнями, которые днем либо поднимаются вверх, образуя защищающий от солнца навес, либо откидываются вниз, на мостовую, и служат прилавком.

Самые же восточные заведения сараевского рынка, разумеется - кофейни и кондитерские, "посластичарни". Горячие блюда с серебряными крышками ждут на раскаленных жаровнях, а повар поочередно приподнимает крышки, предлагая богатый выбор своих произведений. В нишах над очагом вращаются на вертелах туши барашков. В кофейнях за низкими столиками сидят чинные мужчины в чалмах и туристы в шортиках.

Кофе душистый, с пряностями, истинно восточный, а к нему предлагают… Слоеную баклаву с грецкими орехами в медовой подливке, гурабие из рассыпчатого теста, суджук с лесными орехами, рахат-лукум. Запить это можно не только кофе, но и ледяной бузой, подаваемой в пивных кружках, и горячим салепом - напитком из клубней диких луговых орхидей. Салеп слегка пахнет ладаном, а подается в крошечных глиняных чашечках без ручек…

Все же странно, что Сараево - город "транзитного" туризма. Удивительно, что те, кто остановился здесь на пару дней, на пути к побережью Адриатики, все же находят в себе мужество и силы покинуть кофейни и "посластичарни" Бар-Чаршии…


 Прочитать отзывы (1)
 Оставить отзыв

 Поделитесь своими впечатлениями





ВСЕ ТУРЫ

ВСЕ РАЗМЕЩЕНИЯ

ВСЕ БИЛЕТЫ

MEGATIS Библиотека Исторические экскурсы

 Туристический портал МегаТИС
 Права защищены © 2004-2005


МегаИдеи Путешествий | Туры и билеты | Новости | Что привезти? Сувениры со всего света | Атлас Мира | Библиотека | По следам «Кода Да Винчи» | Автомото | Горные лыжи | Дайвинг | Для взрослых | Исторические экскурсы | Кухня народов мира | На выходные | Пляжи | Полезный опыт | Проблемы и решения | Серфинг | Экстрим | Справочная информация (расписание поездов, адреса посольств)