Rambler's Top100
Сервер туристических МегаИдей  
MEGATIS Библиотека Исторические экскурсы
МегаИдеи Путешествий
Туры и билеты
Новости
Что привезти? Сувениры со всего света
Атлас Мира
Библиотека
По следам «Кода Да Винчи»
Автомото
Горные лыжи
Дайвинг
Для взрослых
Исторические экскурсы
Кухня народов мира
На выходные
Пляжи
Полезный опыт
Проблемы и решения
Серфинг
Экстрим
Справочная информация (расписание поездов, адреса посольств)





 реклама у нас

  Яндекс цитирования     Rambler's Top100
Еще есть: Полезный опыт, Проблемы и решения, Автомото, Экскурсии, Пляжный отдых, Серфинг, Экстрим, Для взрослых, На выходные, Занимательные происшествия, Дайвинг, Горные лыжи, Кухня народов мира, По следам "Кода Да Винчи"

Исторические экскурсы

Самые северные гонки
(соревнования собачьих упряжек на Аляске)


"Езда на Севере - тяжкий, убийственный труд", - написал в начале века Джек Лондон в рассказе "Белое безмолвие". Время вычеркнуло грозные эпитеты из этой фразы - их смело винтами вертолетов, затерло гусеницами вездеходов. Езда на Аляске осталась трудом, но не таким изнурительным и опасным, как во времена Золотой лихорадки. Здесь даже шутят, что техника давно превратила "Белое безмолвие" в "Белый гвалт".

Вместе с тем, искусство езды на собаках не забывается и в век технического прогресса - на переход от поселка к поселку вертолета не вызовешь, аэросани и вездеход не всем по карману, да и ничем не лучше они в пургу. Чтобы поддерживать специалистов по этому способу передвижения "в тонусе", с 1973 года на Аляске ежегодно проходят гонки на собаках.

АляскаЭто зрелище называется "самыми северными в мире гонками", что, впрочем, несправедливо, ибо самые северные гонки проводятся на оленях за Полярным кругом в Финляндии. Но "самые северные в мире гонки на собачьих упряжках" все равно собирают ежегодно до миллиона зрителей. Знатоки и завсегдатаи составляют среди них не более четверти.

Север по-прежнему обманывает новичков - "чечако" сомнительными удовольствиями - многие разочаровываются, выяснив по прибытии, что по трассе дистанции в две тысячи километров ни сплошных трибун, ни кафе не выстроено, и что зрителям просто предоставляется возможность увидеть торжественный старт в Сьюарде, а затем специально организованным авиарейсом перебраться в Ном. И ждать там дней… скажем, пятнадцать или двадцать! - пока лидеры гонки прибудут к конечному пункту назначения. За гонкой можно наблюдать по телевизору - ее снимают с вертолетов. Но это доступно и с многих других точек мира. В промежуточные пункты по пути следования можно попасть на вездеходах, - но без гарантии угадать, когда там пройдут гонщики и пройдут ли вообще.

Знатоки же считают, что старта и финиша вполне достаточно. Собаки скулят от нетерпения, болельщики помогают удерживать до сигнала упряжки своих фаворитов, спортсмены стартуют с трехминутным интервалом… В пути эти три минуты между ними превратятся в часы и дни. Звонко поют полозья, бодро скрипит упряжь, и гонщики скрываются из виду. Наиболее активные болельщики "проводят" их по трассе - так же на упряжках, но не дольше, чем в течение короткого светового дня.

В самом деле, ни болельщики, ни репортеры совершенно не нужны, когда гонку заносит снегом, температура падает до 45 градусов мороза, начинается пурга, и жалкие лучики фонарей не пробивают стену снега, ветер валит с нарт и с ног, - когда гонщики стараются согреться в быстром беге. Помните, там же у Джека Лондона: "Соскочив с нарт, они бежали сзади, держась за лямки, пока кровь, сильнее забурлив в жилах, не изгоняла из тела мороз, потом прыгали обратно на нарты и лежали на них, пока опять не промерзали до костей".

Маршрут ведет от незамерзающего порта Сьюард в заливе Аляска к Ному - на берегу залива Нортон. Трасса год от года несколько разнится, но всегда прокладывается примерно по тому пути, которым двигались золотоискатели в начале века. В том числе и по невосстановимому маршруту, по которому промчались через белую пустыню добровольцы, доставившие из Сьюарда в Ном лекарства, спасшие сотни людей от вспышки дифтерии.

Тропа Трансаляскинской гонки вьется по замерзшим рекам, берегу Берингова моря, по тундре и горным склонам. С вертолетов следят за участниками, чтобы в случае необходимости прийти на помощь. В соревновании участвуют обычно около полусотни спортсменов, - как мужчин, так и женщин - и восьмисот собак, от восьми до восемнадцати "собачьих сил" на одну упряжку. Обычно используют эскимосских лаек - выносливых и крепконогих. Кожа на лапах собак этой породы стирается медленно, между пальцами почти не образуется шишечек льда.

Подготовка к гонке начинается задолго до первого снега. В августе, когда холодные ночи возвещают конец лета, день стремительно сокращается, и наползает круглосуточная темень, погонщики приводят в порядок сани, упряжь и сбрую. В сентябре собак впрягают в колесные тележки и на коротких пробежках ставят им дыхание, приучают к нагрузкам. Они должны быть способны тянуть сани со скоростью двадцать километров в час, а при рывке - вдвое быстрее. Реально на трассе они побегут со скоростью пять-семь километров в час, - но по десять часов в сутки. С каждым днем пробежки удлиняют, и к концу тренировок собаки одолевают до сотни километров в сутки.

Дистанция гонок разделена на двадцать четыре перегона. Эти расчетные двадцать четыре дня пути в начале века считалась малым сроком. Было удачей с легкостью пройти за это время по Трансаляскинскому пути. Современный рекорд гонки - двенадцать суток, как раз два перегона на сутки. Охваченный эпидемией Ном в свое время ждал лекарств шестнадцать суток - "пятнадцать снов", как говорят эскимосы. Может быть, это больший рекорд - все же без поддержки на каждой сороковой миле, без термосов, морозозащитных кремов и с компасами похуже.

Промежуточные финиши устраивают в поселках, на зимовках охотников-трапперов. Там заранее размещают еду для гонщиков и корм для собак. Четвероногих во время гонки нужно кормить сытно и рационально. Мясо для них нарезано кусочками; из говядины, меда, растительного масла и минеральных добавок сделаны "собачьи витамины". На трассе гонки собак нередко приходится обувать в шерстяные налапники, которые стираются мигом - здесь можно обновить запас. Не забыты и батарейки для фонариков, которые укрепляют на шапках, чтобы освещать ночной путь, и детали упряжи.

Только один раз за гонку спортсмен обязан - согласно правилам - отдохнуть полные сутки в тепле и уюте. На эти пункты могут прибывать группы поддержки, но и от журналистов, и от болельщиков покой гонщика будут оберегать. В остальное время он останавливается по своему усмотрению.

Случается, что на одной из таких остановок гонщик принимает решение сойти с дистанции - в том случае, если он неоднократно сбивался с трассы, отстал от основной группы дней на десять, и придет в Ном тогда, когда "простынет след" и самых терпеливых зрителей.

Поскольку на третьей неделе - в конце ли ее, в начале - на финишной прямой в Номе белое безмолвие в любом случае будет прервано самой желанной для болельщиков мелодией - не шумом вертолета и не рыком вездехода, а песней санных полозьев на скрипящем снегу.

© Мегатис, 2001


 Оставить отзыв

 Поделитесь своими впечатлениями





ВСЕ ТУРЫ

ВСЕ РАЗМЕЩЕНИЯ

ВСЕ БИЛЕТЫ

MEGATIS Библиотека Исторические экскурсы

 Туристический портал МегаТИС
 Права защищены © 2004-2005


МегаИдеи Путешествий | Туры и билеты | Новости | Что привезти? Сувениры со всего света | Атлас Мира | Библиотека | По следам «Кода Да Винчи» | Автомото | Горные лыжи | Дайвинг | Для взрослых | Исторические экскурсы | Кухня народов мира | На выходные | Пляжи | Полезный опыт | Проблемы и решения | Серфинг | Экстрим | Справочная информация (расписание поездов, адреса посольств)