MEGATIS Библиотека Исторические экскурсы |
реклама у нас |
Исторические экскурсы |
|
"Смотри, освещает путь кораблю ЗОЛОТО - Бог христиан…" (музей золота в Колумбии) Этот музей собрал в своих хранилищах трепетный блеск, затухающий свет, благородную тяжесть, ускользающий холод, погибель империй - двадцать шесть тысяч экспонатов. Единственный в мире музей золота - Мусео-дель-Оро - находится в Колумбии, в Боготе. Двадцать шесть тысяч, - откуда они, сколько из них чисто золотых, сколько это тонн, наконец, сколько это в сравнении с увезенным в Испанию и Португалию золотом? Ремесло золотообработки зародилось в нижнем течении реки Каука на заре нашей эры и просуществовало до испанского нашествия в XVI веке. Тайрона, Сину, Мутска, Нариньо, Гуатавита славились своими мастерами. Месторождения были в частном владении вождей, и подданных заставляли трудиться по оброку, а в шахтах в основном были заняты рабы… Чаще индейцы добывали рассыпное золото, рыхля палкой с заостренным обожженным концом гравий на дне и берегах рек. Конкистадор Нуньес де Бальбоа писал: "Они ждали, когда вода поднимется, а когда паводок схлынет, и реки станут вновь сухими, объявится золото, вымытое из берегов и принесенное с гор в крупных самородках…"; "в других местах ждали, пока высохнут растения на холмах и поджигали их. Тогда открывался доступ к наилучшим золотоносным участкам, где металл попадался в крупных самородках". О чудесах Эльдорадо свидетельствовал и Мартин Фернандес де Энсизо: "А в паводок они растягивают сеть поперек течения, и поднявшаяся вода несет самородки в куриное яйцо, что и застревает в ячеях". Руду дробили в каменных мельницах и извлекали золото. Его переплавляли, отделяя от примесей. В Буритика найдены небольшие плавильни, горны и тигли, а также весы и гирьки-разновески для взвешивания металла. После плавки на дне тигля оставался похожий на пуговицу диск диаметром чуть более сантиметра. Он назывался "техуэло". Индейские ювелиры тех времен работали в основном с золотом и медью, и очень редко - с серебром и платиной. Златокузнецы ценили в металле ковкость, податливость, пластичность, прочность, как впрочем, и блеск и привлекательный вид. Часто использовали не распространенный нигде более сплав золота и меди - тумбага. Иной раз изделия из него покрывали серебром, да еще и раскрашивали. В "Арчиво Хенераль де Индиас" описано, как делали эти краски: "растение, приготовленное чтобы придать цвет, давили на камне, помещали в горшочек, добавляли воды, молотой соли, перемешивали и нагревали несколько раз… таким образом, сок приобретал нужный цвет и силу". Золотили изделия из тумбага главным образом для предохранения от быстрого окисления. Испанские же завоеватели считали, что это делается с целью обмана - дань и награбленные изделия выглядели золотыми, а в действительности были медными: тумбага невысоко ценился конкистадорами. Некоторые изделия просто невероятно сложны по технике изготовления. Таковы, например, золотые пластины для погребальных одеяний из Сину. Чтобы придать этим изделиям размер и тонкость, ювелиры обрабатывали слиточки золота на цилиндрических наковальнях маленькими овальными молотками из метеоритного железа. Удар плоским молоточком на плоской поверхности излишне истончил бы пластину. Пластинка становилась хрупкой, и ее "отпускали" - раскаляли до красноты и погружали в холодную воду. Так постепенно пластинка приобретала нужную толщину. Только тогда на поверхность наносили контур рисунка. Каменным или костяным инструментом, положив пластину на мешочек с песком, металл выдавливали с обратной стороны. Лишь после этого изделие обрабатывали с лицевой стороны - углубляли продавленные линии и подчеркивали выпуклые детали рисунка. А пластинки нашивались на погребальный костюм сотнями… Полые предметы собирались из отдельных деталей с помощью золотых гвоздиков или кованого "шва" - золотые футляры в виде раковин, свирелей, воронок, покрывавших давно истлевшие предметы. Полый предмет часто изготавливали также методом "потерянный воск". Из смеси глины и древесного угля лепили в натуральную величину модель будущего изделия и покрывали ее воском. Модель протыкали в нескольких местах полыми палочками, - чтобы дать выход газам и закрепить модель в форме. Форму выполняли из глины по модели, нагревали воск и извлекали из уже готовой формы ненужный более "сердечник". Золото служило материалом для изготовления такого большого количества предметов обихода, что европеец просто не мог поверить, что индейцы знают его истинную цену. Разумеется, в каком-то смысле цена была им неведома. Но золото ценилось как показатель места в родовой иерархии. Существовали правила, связанные с количеством и качеством золотых вещиц и знаков, которые полагалось иметь представителям того или иного слоя. Знатных инков испанцы называли орехонами (от испанского "ореха" - ухо) за их огромные золотые серьги-кольца, оттягивавшие мочки ушей. В Мусео-дель-Оро хранятся десятки и сотни носовых колец, ручных и ножных браслетов, перстней, шейных колец, булавок, ожерелий. Здесь же - золото, жертвовавшееся богам в виде ритуальных статуэток, похороненное вместе с умершими, служившее символами в обрядах и церемониях… Как много произведений искусства безвозвратно погибло в переплавке! Какое счастье, что тысячи предметов подняли со дна "золотого озера" только в современности! Впрочем, и сейчас нельзя сказать, что золото избавилось от темного груза, губившего государства и души. Но в древности обладание им не только наделяло хозяина могуществом, но и подвергало смертельной опасности. Ибо индейские империи американского континента были низвергнуты именно жаждой золота, охватившей Европу. ЗОЛОТО было тем, что гнало испанцев через океан, ЗОЛОТО искали португальцы на востоке, ЗОЛОТО - вот чего, прежде всего, требовал белый человек, высаживаясь на любом новооткрытом побережье… |
|
Оставить отзыв Поделитесь своими впечатлениями |
|
|