Rambler's Top100
Сервер туристических МегаИдей  
MEGATIS Библиотека Исторические экскурсы
МегаИдеи Путешествий
Туры и билеты
Новости
Что привезти? Сувениры со всего света
Атлас Мира
Библиотека
По следам «Кода Да Винчи»
Автомото
Горные лыжи
Дайвинг
Для взрослых
Исторические экскурсы
Кухня народов мира
На выходные
Пляжи
Полезный опыт
Проблемы и решения
Серфинг
Экстрим
Справочная информация (расписание поездов, адреса посольств)





 реклама у нас

  Яндекс цитирования     Rambler's Top100
Еще есть: Полезный опыт, Проблемы и решения, Автомото, Экскурсии, Пляжный отдых, Серфинг, Экстрим, Для взрослых, На выходные, Занимательные происшествия, Дайвинг, Горные лыжи, Кухня народов мира, По следам "Кода Да Винчи"

Исторические экскурсы

Мастера и Шпили
(строительство готических соборов в Западной Европе)


- Что вы делаете? - обратился к мастерам незнакомец.
- Обтесываю камень, чтоб ему, - сказал первый.
- Не видишь, глину лопачу, - буркнул второй.
- Я строю Шартрский собор, - отозвался третий.
Старая притча

Размеры кафедрального собора - вот что являлось предметом престижа и соперничества городов. Прославленные храмы греков уступают по величине даже весьма "средненьким" храмам средневековья. Парфенон разместился бы под соборными сводами, как крупный экспонат в выставочном зале.

Собор готических времен почитался домом не только Господа, но и верующих. Собор в Амьене, например, покрывает семь тысяч квадратных метров площади и способен был укрыть при надобности за стенами все население города. В колоссальных соборных залах звук распространялся, не встречая препятствий. Слабый, даже старческий голос священнослужителя гудел под сводами, как глас Божий. Детский хор пел тысячью ангелов. Мощное звучание органа поражало воображение богомольцев и заставляло дрожать толстенные плиты.

Опробованное на строительстве английского собора в Дергеме (XI век) нововведение - стрельчатые арки и каменные нервюрные своды - разнеслось по всей Европе. Стена вырастала, как ствол дерева со множеством ветвей - одна арка опиралась на другую, вторая на третью, свод становился на плечи своду. Промежуточные опоры и тяжелые перекрытия, ограничивавшие объем построек, более не требовались, могучие контрфорсы выносились наружу зданий.

Собор был не только церковным, но и светским центром. Здесь совещались отцы города, устраивались представления, заключались сделки. Витражи нынешние историки справедливо квалифицируют как типичные наглядные энциклопедии. Дошедшие до нас предписания тех лет "Не толпиться в залах Дома" дают все основания думать, что церковные залы походили временами на дискуссионный клуб.

Желание каждого города иметь у себя "самый-самый" собор вызывалось не только неутолимым тщеславием, но и практической потребностью. Соображения престижа оправдывали любые затраты, коль скоро речь шла о своем соборе. Вот краткая запись больших гонок средневековых небоскребов:

Шпиль парижского собора Нотр-Дам, заложенного в 1135 году, вознесся на 35 метров. В 1194 году Шартрский собор обошел его - 36, 45 метра. 1212 год, собор в Реймсе - 39 метров. Амьен, 1221 год - сильный рывок, 42 метра! Но проходит еще всего только четыре года, и все рекорды побивает собор в Бове - 49 метров!…

Львиную долю средств на строительство соборов составляли пожертвования. Прежде, чем собор собирал прихожан, прихожане собирали его - в деньгах, драгоценностях, в натуре. У церковных дверей открывалась шумная распродажа "натуральных" пожертвований: башмаки и бочки вина, холстины и круги сыра обращали в звонкую монету.

Частенько собранных денег не хватало. И наполовину возведенные стены стояли годами, сквозь камни прорастала трава. До нового прилива энтузиазма. По осени сборщики прихватывали с собой церковные реликвии и отправлялись добывать средства по деревням. Весной они возвращались к оставленным соборным стенам, и если казна все еще была скудновата, церковь обещала духовное прощение каждому, кто принесет с собой глыбу камня, мешок песка или щебня. Так было при постройке собора святого Иакова в испанском городе Компостелло, центре знаменитого рыцарского ордена. Тысячи верующих, прежде чем войти в город, доставляли блок камня в соседнюю Кастенду, где работали обжиговые печи. Отпущение грехов было ходким товаром…

Счастливой находкой почиталась возможность разобрать старое строение поблизости от стройки. "Собор, наполовину разрушенный - уже наполовину построенный", - учила поговорка. Когда денег хватало, камень выбирали с разбором. Для базилики святого Петра Венеция отправляла корабли в Афины и Сицилию.

О людях, возводивших кафедральные соборы, известно немного. О них рассказывают не велеречивые летописи, а истлевшие листы расчетных ведомостей. Можно узнать бухгалтерию строителей собора в Аахене: дневной заработок землекопа или подносчика камней - семь денье, мастера кладки - двадцать два денье. В списках встречаются и женские имена - вот, некоей "Изабель-штукатурщице" причитается три су.

Египетские пирамиды сооружали десятки тысяч людей. При постройке готических соборов работала сотня-другая одних и тех же мастеров. Бывало, приходили потрудиться на богоугодном поприще - в надежде обрести прощение - и знатные господа. Толку от них, правда, было немного. История о раскаявшемся грешнике, графе Рено де Монтабане, свидетельствует о никудышней постановке технике безопасности: "Но был он так неосторожен, что чей-то молот пришелся ему по затылку, и тело его упало в Рейн".

Вплоть до Ренессанса, согласно уставу Буало, работа строителей, скульпторов, фрескописцев не рассматривалась как искусство. Результаты труда не принято было связывать с именами. Однако же это не касалось архитекторов.

"Ходят вокруг да руками показывают, а деньги получают как все", - с укоризною отзывался об архитекторах средневековый моралист. Положение их было далеко не блестящим. Архитектору отводили домик с куском земли, жаловали зимой шубу, снабжали дровами. Этого было достаточно, чтобы удержать небогатого автора на весь срок работ. Самой же высшей почестью было остаться в своем детище навсегда, последним сном уснуть под его сводами. Этой чести был удостоен Жан из Шелля, строитель собора Парижской Богоматери.

И это имя кануло бы в века, как сотни иных, если бы не преданность его ученика и последователя, Пьера из Монтейля. Именно Пьер де Монтейль, автор и строитель богатейшего аббатства Сен-Дени в предместье Парижа, стал первым в истории доктором архитектуры. Титул этот был "вырван" архитекторами с боем - отчаянно протестовали юристы.

Что говорить, автограф поставить хотелось. Архитектор и скульптор мэтр Пильграм вырезал свой автопортрет под лестницей кафедры в соборе святого Стефана в Вене, автором которого он был. Это было преступно, но уже брезжила заря Возрождения…

Иногда об автографе ушедшего мастера заботились потомки. Упомянутый Пьер де Монтейль приказал увековечить имя своего учителя: "Мэтр Жан из Шелля начал это сооружение второго числа месяца февраля 1258", - гласит надпись, гравированная в основании южного портала Нотр-Дам-де-Пари. А современный реставратор (пока неизвестный потомкам) придал испорченному временем лицу святого Фомы черты сходства со своим предшественником - Эженом Виолле-Дюком, реставрировавшем Нотр-Дам в прошлом веке. Апостол Фома стоит первым в ряду святых у центрального шпиля собора Парижской Богоматери. В католической традиции он - покровитель строителей…

© Мегатис, 2001


 Оставить отзыв

 Поделитесь своими впечатлениями





ВСЕ ТУРЫ

ВСЕ РАЗМЕЩЕНИЯ

ВСЕ БИЛЕТЫ

MEGATIS Библиотека Исторические экскурсы

 Туристический портал МегаТИС
 Права защищены © 2004-2005


МегаИдеи Путешествий | Туры и билеты | Новости | Что привезти? Сувениры со всего света | Атлас Мира | Библиотека | По следам «Кода Да Винчи» | Автомото | Горные лыжи | Дайвинг | Для взрослых | Исторические экскурсы | Кухня народов мира | На выходные | Пляжи | Полезный опыт | Проблемы и решения | Серфинг | Экстрим | Справочная информация (расписание поездов, адреса посольств)