![]() |
||
![]() |
MEGATIS
![]() ![]() |
![]() |
Исторические экскурсы |
|
Дворцы тибетских снобов (дзонги - города-крепости в королевстве Бутан) ![]() Бутан населен людьми гордыми и независимыми, к тому же - невыносимыми снобами. Туристу, исследователю или корреспонденту без личного приглашения гражданина страны туда въехать сложно - а зачем он там нужен, если он не чей-то гость! И кто он такой, если он не чей-то гость! Снобов, конечно, принято ставить на место. Многие пробовали. Даже англичане, несмотря на все их умение воевать чужими руками, не рискнули впрямую напасть на Бутан. В 1881 году они предложили горцам покровительство и для этого отрядили достопочтенного сэра Эшли Идена, чрезвычайного и полномочного посланника ее величества королевы Виктории, императрицы Индии. Бутанцы вынудили этого франта в расшитой треуголке с плюмажем подписать унизительный договор, после чего "подвергли плевкам и иным оскорблениям". Сей беспрецедентный случай взывал к возмездию. И урок было решено преподать запоминающийся. Снарядили карательную экспедицию, закончившуюся… полным провалом. Бутанцы захватили два орудия и с их помощью обратили в бегство английскую колонну. Колониальные власти установили контроль над пограничными пунктами между Индией и Бутаном. Однако ни один британский солдат так и не осмелился перейти линию холмов. Путешественник по Азии, как правило, привык, что уже только потому, что он европеец, он имеет право на особое внимание. Любой иностранец в Бутане рискует оказаться в положении случайного пришельца в закрытом клубе. Сами же бутанцы вокруг ведут себя очень свободно, любезно, раскованно, но к гостю интереса не проявляют. Гостю никак не удается найти верный тон - при том, что интересы его ничем не ущемлены. Впрочем… если не обижаться на то, что в любом гостевом бунгало можно видеть портрет царствующего монарха и волеизявление его величества, запрещающее подачу спиртного во всех крепостях и домах иностранным гостям его страны. Но как только выясняется, чей пришелец гость - короля, королевы, королевских сестер, государственного чиновника, частного лица - все становится на свои места. Это и есть момент настоящего получения визы. Происходит это обычно в столице - Тхимпху, в королевском…дворце? Крепости?
Двор вымощен большими светло-серыми плитами. В центре возвышается башня-учи, главная молельня крепости - двадцатичетырехметровой высоты. Ее белый фасад украшают только окна с бледно-голубыми, оранжевыми и красными наличниками. Во дворе - монахи, солдаты, крестьяне в халатах-кхо, перехваченных широким поясом, пестрых чулках. Халаты и чулки придают солдатам средневековый облик, контрастирующий с современными автоматами, которые они носят, небрежно закинув за плечо и нисколько не заботясь, в какую сторону направлен ствол. Главный портал из толстых колонн красного дерева, инкрустированных позолоченными фигурами, охраняют двое караульных с белыми шарфами на шее. Каждый входящий в любой из тридцати двух дзонгов страны обязан накинуть на плечи шаль. Красный цвет одежды предназначен для высших придворных, остальные проживающие в дзонге ходят в белом. Дзонг - монастырь, крепость, город, центр цивилизации, где сотни, а иногда и тысячи людей живут за общей массивной дверью, пробитой в стене. Тут и ремесленники, и монахи, рядом с целым сонмом слуг и господ, мясниками, поварами, солдатами, фуражирами. Это гостиница, где спят заезжие путешественники, рынок и тюрьма. Сюда приходят жить монахи из дальних монастырей, приводят закованных в железо правонарушителей, являются все главы деревень на заседания административных советов, крестьяне - чтобы сдать продукты, воины - чтобы получить оружие. Все они ночуют в крепости, где на узком мощеном дворе на глазах у всех разыгрываются человеческие трагедии и комедии, каждый становится свидетелем чужих радостей и горестей, выставленных на всеобщее обозрение. Городов в обычном понимании в Бутане нет вообще. Есть дзонги и их сельская округа. Вот Пунакха - плоская долина, покрытая нежной зеленью рисовых полей, среди которых разбросаны редкие домики - десятка два. Конечно, это не похоже на древнюю столицу государства с населением почти в миллион человек.
Здесь, вдалеке от современной столицы, все дела в дзонге вершат властитель закона, властитель провианта и властитель душ. Тримпон - властитель закона - осуществляет правосудие в округе, ньерчен - хозяйственый распорядитель - занимается сбором натуральных налогов, хранением и перераспределением продуктов, собранных именем короля. Настоятель монастыря - третье по значению лицо в дзонге. В крепость ведут два марша крутых степеней. В случае войны лестница просто разрушалась, и вход повисал высоко в воздухе. По обе стороны колоссальных ворот располагаются маленькие тоннели, пробитые в толстой стене. Выше - узкие бойницы, сквозь которые ведется наблюдение за окрестностями. Укрытая в знойной долине, отрезанная со всех сторон зимними снегами и летними разливами, Пунакха совершенно неприступна. В этом убедились соседи-тибетцы, ассамские раджи, англичане, а в ХХ веке - попытавшиеся принести сюда ультра-левые идеи китайцы. Дзонг может существовать совершенно отдельно от окружающего мира. Здесь есть все - вода, провиант на долгие годы, работа, начальство, суд, армия, тюрьма, школы, храмы… Закроется вход - и все. На одной из представительных международных ассамблей премьер-министр Бутана вполне серьезно заявил: "У Бутана много проблем. Но нет ни одной, с которой бы мы не могли справиться сами". Звучит, конечно, самонадеянно. Но если вспомнить вышеизложенное… © Мегатис, 2001 |
|
![]() ![]() ![]() |
|
|