Rambler's Top100
Сервер туристических МегаИдей  
MEGATIS Библиотека Исторические экскурсы
МегаИдеи Путешествий
Туры и билеты
Новости
Что привезти? Сувениры со всего света
Атлас Мира
Библиотека
По следам «Кода Да Винчи»
Автомото
Горные лыжи
Дайвинг
Для взрослых
Исторические экскурсы
Кухня народов мира
На выходные
Пляжи
Полезный опыт
Проблемы и решения
Серфинг
Экстрим
Справочная информация (расписание поездов, адреса посольств)





 реклама у нас

  Яндекс цитирования     Rambler's Top100
Еще есть: Полезный опыт, Проблемы и решения, Автомото, Экскурсии, Пляжный отдых, Серфинг, Экстрим, Для взрослых, На выходные, Занимательные происшествия, Дайвинг, Горные лыжи, Кухня народов мира, По следам "Кода Да Винчи"

Исторические экскурсы

"Другие касты в проведении свадьбы подражают раджпутам..."
(свадьба в Пенджабе)


Осенью в индийском штате Пенджаб сквозь шум ливней начинают пробиваться звуки свадебных оркестров. Сезон дождей кончается, перерастая в сезон свадеб - долгожданную пору мечтаний о будущем.

Подходящую пару для дочери в приличных раджпутских семьях по-прежнему подбирают родители, учитывая внешние данные, характер, уровень образования, материальное положение жениха. Обычно мать девушки "нажимает" на мужа, чтобы тот искал дочери мужа. Отец, в свою очередь, всегда стремится выдать дочь за человека из более обеспеченной семьи.

Предложение о браке следует по обычаю от родителей невесты. Эмансипация здесь совсем ни при чем - у самой девушки-то согласия не спрашивают. Дело в том, что согласно традиционным представлениям, женщина не может жить без плотского греха, ей обязательно нужен муж. А если отец не выдает ее замуж, то рискует испортить и ее, и свою карму!

Определившись со своим выбором, отец девушки посылает молодому человеку кокосовый орех - обычный или изузоренный драгоценной насечкой - как предложение соединиться с его дочерью. Отказаться от этого предложения - значит усомниться в чести предложивших невесту. В древности такие случаи приводили даже к войне между раджпутскими кланами.

Рассказывают, что некий раджа, когда его сыну принесли кокос (а сына дома не было), этот кокос принял сам - с шутками-прибаутками про девицу-красавицу, ушедшую молодость и про то, что хорошо бы тряхнуть стариной. Вернувшись домой, сын о "невесте отца" и помышлять не мог, и старику пришлось жениться самому. Шутки с кокосами обходятся недешево.

Отцы обоих молодых людей сверяют гороскопы и данные о "чистоте крови", уточняют финансовую сторону вопроса. После того, как они достигают соглашения, в доме жениха совершается обряд "тхака" - сговор. Отец девушки дарит жениху деньги и сладости. В древности же он должен был подарить будущему зятю слона или хотя бы его золотое изображение. Свадьбу назначают только через несколько недель, а то и месяцев. Молодым предстоит перенести за это время ряд самых диковинных процедур.

Так, их обоих раз пять - девять подвергают умащиванию пастой, изготовленной из ячменя, масла и куркумы. При умащивании присутствуют, якобы не подглядывая, многочисленные родственники, которые поют подходящие к случаю песни. На самом деле, совершенно очевидно, что они просто получают возможность оценить физические данные претендентов. Брахман укрепляет на запястьях суженых амулеты, сделанные из красных и желтых нитей, серебряных и лаковых колечек, ракушек каури и зернышек горчицы.

За день-два до свадьбы происходит "тика". Жених в праздничном наряде садится во дворе дома лицом на восток и вместе с брахманом совершает молитву. Брат невесты (если у нее нет братьев - дядя или отец) передает жениху металлическое блюдо, на котором лежат кусок сандалового дерева, священный шнур "дважды рожденных" - ягиопавит, сухая красная краска кесар - все то, что понадобится жениху во время свадебного обряда. Затем отец невесты вручает подарки, состав которых строго определен - две-три корзины со свежими фруктами, поднос сухих фруктов, поднос сладостей, снова кокосы, золотые кольцо и цепь.

Вечером уже родственники жениха отправляются в дом невесты. Ей дарят сари, краску для раскрашивания ладоней - мехенди, сладости и деньги. Невеста ходит также в гости к своей счастливой в браке родственнице просить "сухаг" - символ счастья жены. Женщины прижимаются головой к голове так, чтобы часть краски с волос замужней попала на волосы невесты.

Мать жениха провожает его на свадьбу, как на войну - буквально теми же ритуалами и обрядами. Она совершает обряд почитания его коня, сурьмит сыну глаза, сын прикладывается к ее открытой груди. Сестра жениха, провожая брата на свадьбу, дает его лошади овес. Гости - родственники, друзья, соседи - двигаются в составе процессии. Их встречают и развлекают у специально воздвигнутого свадебного шатра, одаривают деньгами, осыпают лепестками цветов - это называется "милани", встреча гостей. Присоединиться к празднеству может всякий - даже иноземец-турист с кинокамерой или человек низкой касты. Нужно только скромно стоять в сторонке с благожелательно-восторженным выражением лица. А жених в это время скачет к воротам дома невесты.

Тут наступает знаменитый момент раджпутской свадьбы - жених срубает мечом "торан" - навершие ворот. Он должен ухитриться разбить навершие с одного удара вдребезги - это обеспечит ему истинное главенство в доме. Подруги и родственницы невесты всячески мешают ему в этом, запускают в него чем ни попадя (в том числе - пакетиками с краской) и поют неприличные песенки.

Добившись успеха, жених, наконец, может увидеть свою невесту. Родственники складывают суженым руки ладонями вместе - так, чтобы помещенная между ладонями паста из хны окрасила ладони обоим. Молодые надевают друг на друга цветочные гирлянды, родственники осыпают их лепестками цветов. Эта церемония называется "джай мала".

В обрядовой комнате жениху и невесте связывают вместе концы одежд. Перед опорным столбом свадебного шатра в это время уже разведен священный костер, и начинается "пхера" - само бракосочетание. В него входит "дарение дочери" - передача ее отцом мужу, обряд соединения рук молодых, обход священного огня и наступание на камень, жертвование зерен риса (брахман читает мантры и сыплет рисинки на ладони вступающих в брак, а те направляют зернышки в огонь), и, наконец, "семь шагов" - апофеоз церемонии. Каждый шаг - пожелание семейного счастья, благополучия, успеха, процветания, благословения богов, появления потомства и святости уз брака. Жених наносит на пробор невесты красную полосу - синдур - обязательный компонент макияжа замужней женщины. С этого момента они считаются мужем и женой.

Молодые произносят слова клятвы, читают мантры, обращают взоры к Полярной звезде - защитнице брака. Это должно обеспечить семье такое же постоянство, с которым полярная звезда остается в неизменной точке небосвода. Еще некоторое время молодых сопровождают родственники, которые затевают шутки, загадывают загадки очень недвусмысленного содержания… и наконец оставляют новобрачных одних.

На самом деле - это еще не конец свадьбы. Пройдет еще день игр и забав, день демонстрации приданого и подарков, день разрушения свадебного шатра (все, что осталось от проведения свадьбы - посуда, остатки еды, тряпки - должно быть выброшено в водоем), введение молодой жены в семью мужа и представление ее местным богам. Затем жену ненадолго вернут в дом родителей и увезут оттуда окончательно только через пару недель - все закончится именно обрядами "гауна" и "бида" - "отъезд" и "прощай!".

Праздник закончен. Молодым пора знакомиться по-настоящему - ведь как говорят сами индусы: "это европейцы сначала любят, а потом вступают в брак, а индийцы сначала женятся, потом любят"…

© Мегатис, 2001


 Оставить отзыв

 Поделитесь своими впечатлениями





ВСЕ ТУРЫ

ВСЕ РАЗМЕЩЕНИЯ

ВСЕ БИЛЕТЫ

MEGATIS Библиотека Исторические экскурсы

 Туристический портал МегаТИС
 Права защищены © 2004-2005


МегаИдеи Путешествий | Туры и билеты | Новости | Что привезти? Сувениры со всего света | Атлас Мира | Библиотека | По следам «Кода Да Винчи» | Автомото | Горные лыжи | Дайвинг | Для взрослых | Исторические экскурсы | Кухня народов мира | На выходные | Пляжи | Полезный опыт | Проблемы и решения | Серфинг | Экстрим | Справочная информация (расписание поездов, адреса посольств)